"глинские чтения" прошли в сергиевом посаде. История Направления работы форума




ТЕКСТ ДОКЛАДА НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ФОРУМА «ГЛИНСКИЕ ЧТЕНИЯ» 29 ИЮЛЯ 2017 ГОДА

В одном из своих писем, отвечая на вопрос о том, куда лучше всего совершить паломничество, святитель Феофан Затворник заметил:

«Не надо думать, что Господь ближе к Киеву или Москве, Афону или Иерусалиму, нежели к другому месту. Место Его – сердце наше! И когда внидет и возвечеряет... вот и Иерусалим, и паче Иерусалима. О сем восхлопочем. Сердце в нас, но есть путешествие до сердца, и иногда оно длинно-длинно. Сие путешествие и многотруднее, и ценнее пред очами Господа, и многоплоднее».

Эти слова святителя имеют особую цену для нас, педагогов. выступающих водителями детей. Мы должны сначала пройти путь к собственному сердцу, хорошо узнать самих себя, чтобы не оказаться в роли слепых вождей слепых.

Книгу Н.В.Маслова «Значение внимания в жизни человека» (М.,2017) можно сравнить с путеводителем, практическим руководством, которое необходимо каждому, кто собирается совершить путешествие в неизведанные места. Книга эта представляет собой обобщение и современную педагогическую адаптацию тысячелетнего опыта выдающихся православных мыслителей, подвижников благочестия по работе над собой, по самовоспитанию. Ни один из советов святых отцов не носит абстрактного характера, они сами прошли тот путь, о котором пишет святитель Феофан. Они все познали на своем опыте, обнаружили главные трудности этого «маршрута», его самые опасные места и стремнины, детально исследовали и описали их для нас.

Святые отцы любили повторять: «Теория – придворная дама во дворце, а практика – медведь в дремучем лесу может и хребет сломать».

В какой-то степени эти слова могут быть отнесены к современной педагогике и психологии, которые преподают сегодня в вузах. Создано невероятное количество интеллектуально изощренных, красивых теорий и систем, выпущено множество насыщенных терминами учебников и пособий. Но практика все ломает. Об этом свидетельствует современная плачевная ситуация с воспитанием молодежи в школах и вузах.

В данной ситуации опыт и советы выдающихся мыслителей и воспитателей, с которыми знакомит нас новая книга Н.В. Маслова, могут и должны стать опорой для разработки методики, способов и приемов воспитания учащихся и студентов, учитывающих духовную природу человека, его потребность в «хлебе насущном» - постоянной связи с Богом.

Эта книга существенно раздвигает наш педагогический кругозор, помогает по-новому взглянуть на одно из ключевых понятий, составляющих основу педагогического инструментария – внимание.

Нельзя сказать, чтобы современные педагогика и психология не исследовали и не разрабатывали методически это понятие. Однако, в основном, данные разработки касаются физиологической основы внимания. Цитирую учебник педагогики и психологии для вузов: «Общее состояние внимания, устойчивость внимания, связаны, по-видимому, с работой ретикуляционной формации». Уделяя много места развитию физиологических механизмов внимания, педагоги и психологи полностью игнорируют духовную сторону этого явления. Это касается не только внешнего, но и внутреннего внимания.

Цитирую учебник «Общая психология» для студентов высших учебных заведений: «Внутреннее, или интеллектуальное внимание направляется на анализ деятельности психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления) и психических органов и переживаний. Оно ярко проявляется, например, в решении задач мысленно, в вспоминании, соображении мысленно».

Как мы видим, понятие «внутреннее внимание» характеризуется весьма туманно и противоречиво. С одной стороны, оно отождествляется с рефлексией, самоанализом, в ходе которого определяется качество всех психических процессов, протекающих в нас, с другой – вообще с нашей мыслительной способностью и даже со способностью к воспоминанию.

Причина – в материалистическом взгляде на личность человека. С этой точки зрения внутри человека ничего нет и не может быть, что бы не было обусловлено внешними материальными и социальными факторами. Душа понимается не как самостоятельно существующая реальность и целостность, но как пучок физиологических функций. При таком подходе, по сути дела, отпадает необходимость воспитания, развития души. Все сводится к проблеме управления человеком, по принципу: «стимул – реакция». В этой связи вспомним К.Д. Ушинского: «Ни одна материалистическая теория не может говорить о развитии (человека), ибо когда нет души с ее собственным содержанием, то развиваться нечему».

Подход, который получает развитие в книге Н.В. Маслова, не является чем-то новым и небывалым, в данном случае только восстанавливается в правах, доводятся до сознания современных педагогов укорененные в русском народном сознании, отраженные в русском языке духовные традиции русского просвещения, получившие наиболее полное и открытое воплощение в педагогической деятельности монастырей – Глинской и Оптиной пустыни, русских духовных школ и выдающихся просветителей XIX века – Николая Семеновича Шишкова, Сергея Семеновича Уварова, Сергея Александра Рачинского и других.

Суть этого подхода кратко можно выразить словами схиархимандрита Иоанна Маслова: «Устройте внутреннее и внешнее устроится».

«Внутреннее» – это душа, которая мыслится и, главное, ощущается как реальность, как величайшая драгоценность, как то, за что мы по-настоящему в ответе.
Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мк. 8:36-37).
Будьте внимательны! – этот призыв схиархимандрита Иоанна Маслова, с которым он постоянно обращался к своим духовным чадам имеет в виду прежде всего внимание к состоянию своей души, внутреннее внимание.

В представленной книге всесторонне раскрывается значение внутреннего внимания, приводится подборка высказываний святых отцов, которые обладают исключительной ценностью и глубиной и которые можно рассматривать в качестве педагогического инструментария организации работы по воспитанию внимания.

Святитель Феофан Затворник пишет: «Как дорого… обрести навык внимания! Главный труд у начавших заботиться о душе обычно на это и направляется. И дело их начинает походить немного на дело только с тех пор, как внимание начнет собираться в себя; обыкновенно оно – все вне, а не внутри. С этого же момента и внутренняя жизнь начинается, и вместе с вниманием зреет и крепнет»
Согласно святым отцам, постоянное внимание к себе, к состоянию своей души позволяет человеку по-настоящему свободно управлять собой и своими делами, добиваться успеха, не давая внешним обстоятельствам и «внутренним движениям своей природы» (святитель Феофан), т.е. страстям, гнездящимся в нашем сердце, увлечь и рассеять нас. При этом подчеркивается, что для того, чтобы обрести такое внимание нужно приложить усилие, понудить себя («Царство Небесное силою берется» -Матф.11:12), и это усилие связано прежде всего с молитвой, обращением за помощью к Богу. Внутреннее внимание – это благодатный дар, который не может быть приобретен человеком самостоятельно – за счет различных аутотренингов и медитации, чреватых культивированием гордости и самопоклонения (именно к подобным тренингам сводятся все рекомендации современной педагогической психологии по работе над собой).

Очень важно понять, что подлинное внимание и сосредоточенность невозможно приобрести без покаяния, без осознания своей глубокой поврежденности грехом, своего смертельно опасного положения. Отсюда рождается молитва: «Спаси, Господи!»
«Внимание – причина веры, надежды, любви. Внимание есть пресечение помыслов, храм памяти Божией, сокровищехранитель терпения, признак искреннего покаяния», - говорит преподобный Никифор Уединенник, святой отец, подвизавшийся на Афоне в XIII веке.

Мысль о глубокой внутренней связи внимания и покаяния пронизывает творения великого духовного писателя XIX века святителя Игнатия Брянчанинова: «Внимание при молитве приводит нервы и кровь в спокойствие, способствует сердцу погружаться в покаяние и пребывать в нем». В этом высказывании святителя косвенно указывается на ту роль, которую играют слитые воедино внимание, молитва и покаяние в борьбе со страстями – главными источниками расстройства нашей душевной жизни, наших грехов и падений. Более подробно эту мысль развивает преподобный Иоанн Кронштадтский: «Трудно побороть страсти, сделавшиеся как бы природными членами нашими, но при внимании непрестанном к самому себе и при усердной непрестанной молитве с воздержанием, с помощью Божией возможно побороть и искоренить их»

Книга «Значение внимания в жизни человека», невелика по объему, но отличается чрезвычайно большой смысловой концентрацией. Каждый ее тезис, подкрепляемый словами святых отцов, может быть предметом многодневного подробного изучения, осмысления и размышления. Помимо уже рассмотренных, остановимся на таких важнейших для нас педагогов тезисах, как «Без внимания невозможно соблюдать заповеди Божии» и «Внимание просвещает, дает знание». Заповеди Божии составляют основу нравственного закона, овладение которым жизненно важно для человека: если нарушение законов физических чревато для нас телесной смертью (никто в здравом уме не будет прыгать из окна высотного дома– закон тяготения!), то нарушение нравственного закона ведет за собой смерть духовную, гибель души, хотя для большинства это и не так очевидно. Святитель Игнатий Брянчанинов, подчеркивает: «Заповеди Христовы даны не только внешнему человеку, но, наиболее, внутреннему: они объемлют все помышления и чувствования человека, все тончайшие движения его. Соблюдать эти заповеди невозможно без глубокого внимания».

Таким образом, внимание к внутренним движениям нашей души выступает условием соблюдения нравственного закона, предотвращения нарушения заповедей на стадии самого зарождения мыслей и чувств.

Внимание называется святыми отцами еще и трезвением, то есть властью над страстями. Внимательная, зоркая воля, соблюдение нравственного закона делают ясным ум, просвещают и умудряют его.

В том случае, если воля человека ослеплена страстями, он теряет внимание, способность здраво мыслить и принимать разумные решения. Святитель Феофан замечает: «Невнимательность происходит от расстройства души грехом», «от потери человеком власти над собой».

Корень рассеянности – забвение Бога, потеря страха Божия. Рассеянность, порабощение души суетой, безудержное стремление к развлечению рождается от нежелания и страха остаться наедине с самим собой, вглядеться в себя. Лишенный развлечений, рассеянный человек впадает в уныние, долговременная скорбь разрушает его, ставит на грань погибели души.

Святые отцы называют рассеянность злокачественным недугом. Погружаясь в суету, житейские попечения, человек прилепляется к земле, сама мысль о Боге, о служении ему становится тягостной. Рассеянный не замечает своего бедственного состояния, своего окамененного нечувствия и легко становится добычей страстей и вражеских искушений.

Рассеянного человека в святоотеческой педагогике уподобляют «дому без дверей и затворов: никакое сокровище не может быть сохранено в таком доме; он отверст для татей, разбойников и блудниц».

В книге «Значение внимания в жизни человека» развертывается глубоко продуманная, детально разработанная на основе святоотеческой педагогике «технология» искоренения рассеянности, обучения вниманию. При этом советы и рекомендации по работе над собой лишены менторской навязчивости, наукообразной сухости, регистраторского канцелярского тона и смысловой избыточности, которые, к сожалению, отличают сегодня почти все учебники и руководства по педагогической психологии.

Язык книги отточен и легок, образы, при помощи которых доводятся до сознания читателя сложнейшие понятия и высокие откровения поражают воображение, сразу врезаются в память.

К таким образам, в частности, относится любимое святыми отцами уподобление внутреннего мира человека, его души дому. Вот как, например, раскрывается техника, самоуглубления и рассмотрения себя, своей души святителем Феофаном Затворником: «никогда не прекращайте труда самоуглубления [хотя вначале, если посмотрите в себя, ничего не сможете различить ясно из-за смятения мыслей и чувств]. Потерпите немного, и вы скоро начнете мало-помалу различать происходящее внутри вас, подобно тому, как вошедший со двора в слабо освещенную комнату, постояв немного, начинает постепенно различать находящиеся в ней предметы».
Схиархимандрит Иоанн Маслов использует образ святителя Феофана для иллюстрации основного правила совершенствования, непосредственно связанного со вниманием. «Хотите спасаться, войдите внутрь себя, встаньте со вниманием у входа сердца и истребляйте все вражеское, выходящее и подходящее».

Мыслям и высказываниям отца Иоанна Маслова о внимании в книге уделено особое место, изложение их составляет целую главу. И это вполне оправдано методически. Именно схиархимандрит Иоанн смог взглянуть на учение святых отцов о внимании глазами современного человека, изложить его доступным для нас языком. Немаловажно также и то, что автор книги имел возможность непосредственно общаться с этим живым носителем святоотеческого предания. Отсюда – потрясающее ощущение реальности, соприсутствия. Мы как бы становимся непосредственными участниками, свидетелями диалога, который ведет отец Иоанн со своими духовными чадами.

«Надо нам начать с сегодняшнего дня повнимательнее к
себе относиться. Надо каждый день задавать себе вопросы:
– Как приду в вечную жизнь, с чем?
– Какая у меня здесь цель?
– А что я сегодня для этого приобрел? Что потерял? Где я нахожусь?
И так каждый день проверять себя, особенно перед сном. Если не будет такого постоянного внимания, контроля над собой, не сможет человек пойти ко спасению, суета погубит его.»

При всей кажущейся элементарности советов старца, за ними стоит глубокое, системное знание православной антропологии, святоотеческого учения о внутреннем человеке. На основе этого учения схиархимандрит формулирует нравственный закон, раскрывающий особую важность внимания в жизни людей «Сердце человека не может быть праздным… Если оно не занято добрыми мыслями, то враг человека заполнит его скверными мыслями и пожеланиями.Значит, надо внимательно следить за тем, чем занято сердце, чтобы оно не соглашалось на грех».

О последствиях невнимательности отец Иоанн писал: «Человек, будучи невнимателен к своей духовной жизни, опускает греховные проступки и не осознает своего бедственного состояния».

Отец Иоанн дает яркое и образное описание тактики духовной борьбы, целью которой является достижение внимания через приобретение духовного трезвения, через победу над страстями: «Правило духовной борьбы: всякую страсть побеждать силою Христовой немедленно, как только зародилась она. Исцелить, изгнать совершенно мы ее не можем сразу, но можем все время загонять ее “на дно”, чтобы там страсть умирала под действием вод благодати, а душа наша всегда была бы мирная, кристальная, любящая, благожелательная, бодрственная, духовно трезвая».

Страсть загоняется на дно души при помощи усиленной молитвы, обращения за помощью к Богу. Именно в этом состоит смысл слов Спасителя, которые приводит отец Иоанн, говоря о тактике духовной борьбы: “Царствие Божие берется усилием”.

Завершается книга высказыванием схиархимандрита Иоанна высказыванием о роли внимания в спасении каждого человека и целого народа:«Внимание – сокровище бесценное! Оно есть гонитель суетности, оружие против врага спасения, страж души и тела, лествица, возводящая человека от земли на небо, источник просвящения, света и благодати; оно освящает народ и спасает всякого человека!»

В этом высказывании, занимающем «сильную позицию» текста книги («Конец- делу венец»), получает отражение духовная и государственная стратегия создателей и руководителей Московской педагогической академии, Фонда святого благоверного князя Александра Невского, радиостанции «Народное радио», журналов, «Инок», «Пастырь», «Глинская пустынь». Плоды этой стратегии, этой многолетней деятельности, нацеленной на духовное преображение нашего народа, нашей системы образования налицо. В 1990 году, когда только начиналась эта деятельность, помыслить нельзя было о том, что православная культура будет повсеместно изучаться в школах и вузах России, о том, что возрождение православных традиций в отечественном просвещении станет предметом заботы руководителей государства, о том, что мы будем стоять на пороге кардинальных изменений во всей системе и содержании нашего школьного и вузовского образования на основе разрабатываемой сегодня федеральной целевой программы по духовно-нравственной культуре на сорок лет – с 2020 по 2060 год.

Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Иоан. 4:14)

Сии слова Спасителя непосредственно относятся к старцу Иоанну Маслову, к его духовным чадам, организаторам форума «Глинские чтения», ко всем, кто встал на эту многотрудную, чреватую великими искушениями, но исполненную светлой радости и благодати стезю – духовного и нравственного образования и воспитания, которое «освящает народ и спасает всякого человека!»

По приглашению дирекции Всероссийского форума «Глинские чтения» руководитель пресс-службы Раифского Богородицкого монастыря принял участие в VII Всероссийском духовно-просветительном форуме, который проходил с 27 по 29 июля в Московской Духовной академии. Организаторами форума выступили историко-патриотическое общество «Наследники Александра Невского», Фонд Святого благоверного князя Александра Невского, Московская педагогическая академия. Девиз чтений – «Православное воспитание как основа русской педагогической мысли».

Направления работы конференции: теоретические основы и практический опыт использования отечественного наследия в целях воспитания и образования молодежи: духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования; труды схиархимандрита Иоанна (Маслова), рекомендованные Минобразованием РФ; нравственные идеалы и духовная безопасность России; патриотическое и духовное-нравственное воспитание защитников отечества; отечественная история, филосоия и педагогика в прошлом и настоящем; русская словесность и Православие…

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие участникам «Глинских чтений»:

УЧАСТНИКАМ VII ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ФОРУМА «ГЛИНСКИЕ ЧТЕНИЯ»

Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую участников форума «Глинские чтения», по традиции собравшихся в стенах древней Троице-Сергиевой Лавры для обсуждения проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Отрадно сознавать, что в наше время растет интерес педагогов к опыту коллег, взявшихся за трудное, но столь необходимое для нашей страны дело воспитания молодежи в духе светлых, проверенных веками идеалов Православия.

Людям, занимающимся образованием, всегда следует помнить о том, что само слово «образование» восходит к понятию «образ Божий», который, по учению Церкви, необходимо восстановить в человеке. А это значит, что невозможно добиться желаемого результата в отрыве от решения воспитательных задач, сводя образование лишь к получению определенной суммы знаний. Без благодатного воспитательного воздействия на души и сердца детей и юношества не может быть и полноценного образования. Усилия воспитателей, какими бы благородными мотивами они ни руководствовались, не будут иметь прочной основы, если они не опираются на фундамент высших ценностей, дарованных нам Богом. Еще святитель Московский Филарет (Дроздов) предупреждал: «Небрегут о детях, если старательнее учат их полезному для жизни временной, нежели спасительному для души бессмертной».

На протяжении всей тысячелетней истории государства Российского большой вклад в развитие отечественной педагогики всегда вносили монастыри, полагая в основу педагогической деятельности православные ценности. В результате православная педагогика дала нашей стране таких выдающихся теоретиков и практиков школьного дела, как святители Димитрий Ростовский и Тихон Задонский, М.В.Ломоносов, Н.В.Гоголь, К.П.Победоносцев, К.Д.Ушинский, С.А.Рачинский. Традиции, заложенные Православием, в той или иной форме продолжали влиять на развитие педагогики даже во времена гонений на Церковь и религию.

Надеюсь, что участники Глинских чтений и в дальнейшем будут стремиться вносить свой посильный вклад в благое дело образования и воспитания подрастающего поколения.

Помощь Божия да сопутствует всем вам в предстоящих трудах.

+АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

27–29 июля в г. Сергиев Посад на базе Московской духовной академии состоялся XXVII Международный образовательный форум «Глинские чтения». Тема форума – «Духовные и нравственные основы образования и воспитания».

Мероприятие было приурочено ко дню памяти схиархимандрита Иоанна (Маслова) (1932–1991) – ученого-богослова, выдающегося педагога, доцента Московской духовной академии, нашего современника. Жизнь и духовное служение отца Иоанна связаны с Беларусью: с 1985 по 1991 год он служил в Свято-Успенском Жировичском мужском монастыре духовником обители.

Глинские чтения прошли при участии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации. В качестве организатора выступила Московская педагогическая академия.

В мероприятии приняли участие более 500 человек из России, Беларуси, Латвии, Украины, Эстонии. Наши участники были представлены библиотечными специалистами, педагогами, священнослужителями из Минска, Полоцка, Пинска, Молодечно и других регионов страны.

27 июля, в первый день форума, состоялись заседания секций и круглых столов, посвященных духовно-нравственному воспитанию в семье, дошкольных учреждениях, учреждениях общего среднего и профессионального образования, просветительской роли библиотек.

Национальную библиотеку Беларуси на форуме представила главный библиотекарь научно-исследовательского отдела библиотековедения Ольга Александровна Рынкевич , выступившая в качестве модератора секции «Библиотеки в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи». В заседании приняли участие специалисты публичных, школьных, приходских библиотек из России и Беларуси. Во время работы секции обсуждались вопросы сотрудничества светских и церковных библиотек по вопросам духовно-нравственного просвещения и воспитания, повышения квалификации библиотечных специалистов, работающих с православной литературой.

28 июля Ольга Александровна выступила на пленарном заседании форума с докладом «Просветительская работа библиотек по формированию православного мировоззрения по трудам схиархимандрита Иоанна (Маслова) (на примере библиотек Беларуси)». В своем выступлении она осветила деятельность Национальной библиотеки Беларуси, ее роль в деле сохранения национального духовного наследия, проанализировала итоги взаимодействия публичных, школьных и приходских библиотек в рамках программ сотрудничества Министерства культуры Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской православной церкви, рассказала об использовании трудов отца Иоанна в просветительской деятельности библиотек Беларуси. Доклад вызвал большой интерес у участников мероприятия.

В ходе работы международного образовательного форума «Глинские чтения» участникам была предоставлена возможность познакомиться с системой работы библиотек по духовно-нравственному просвещению и воспитанию подрастающего поколения, обменяться опытом.



С 27 по 29 июля 2015 года на площадке Московской духовной академии (город Сергиев Посад Московской области) прошёл XXIV Международный образовательный форум «Глинские чтения» , посвящённый 1000-летию преставления святого равноапостольного великого князя Владимира .

Тема чтений - «Духовные и нравственные основы образования и воспитания».

В рамках форума состоялись круглые столы, посвящённые обсуждению проблем духовно-нравственного воспитания в начальной, средней, высшей и профессиональной школах, теме нравственного идеала, подготовке учителя, работе библиотек, прошло Пленарное заседание.

В последний день форума, 29 июля, состоялась панихида на могиле схиархимандрита Иоанна (Маслова) , одного из глинских старцев.

В чтениях приняли участие педагоги, учёные, священнослужители, работники культуры из многих регионов России, а также из стран СНГ.

Организатор чтений - Московская педагогическая академия (ректор - Елена Олеговна Крылова ).

Ведущий форума - доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов .

В Глинских чтениях приняла участие делегация московских педагогов.

Программа Чтений

ГЛИНСКИЕ ЧТЕНИЯ

Посвящается 1000-летию преставления
святого равноапостольного князя Владимира

В целях реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и развития просветительских традиций, заложенных святым князем Владимиром, 27 - 29 июля 2015 года традиционно проводится Международный образовательный форум «ГЛИНСКИЕ ЧТЕНИЯ» при участии Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры РФ, Министерства обороны РФ, Министерства спорта РФ и Росмолодежи.

Тема форума: «Духовные и нравственные основы образования и воспитания» .

Направления работы форума

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи. Отечественные традиции педагогики. Воспитание в семье и школе. Нравственный потенциал русского языка: роль языковой среды в воспитании детей и молодежи. Духовно-нравственная составляющая профессиональной подготовки учителя. Теоретические основы и практический опыт использования святоотеческого наследия в образовательных учреждениях России. Труды схиархимандрита Иоанна (Маслова), рекомендованные Министерством образования РФ, в современной системе образования.

Секции и «круглые столы

  1. Духовно-нравственное воспитание в семье и дошкольных учреждениях.
  2. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе (1-4 классы).
  3. Духовно-нравственное воспитание в средней школе (5-11 классы).
  4. Духовно-нравственное воспитание в региональной системе образования.
  5. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи в учреждениях профессионального образования.
  6. Нравственный потенциал русского языка. Язык как средство нравственного совершенствования.
  7. Нравственный идеал. Значение житийной и святоотеческой литературы в духовно-нравственном воспитании подрастающих поколений.
  8. Библиотеки в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи.
  9. Духовно-нравственная подготовка учителя.

В Московской Духовной Академии состоится Международный образовательный форум «Глинские чтения», посвященный 75-летию со дня рождения схиархимандрита Иоанна (Маслова), насельника Глинской пустыни, духовного пастыря, богослова и педагога-нравоучителя ХХ века.

Форум проводится в целях реализации задач, поставленных Федеральной программой развития образования и приоритетным национальным проектом «Образование». Тема чтений: «Отечественные традиции педагогики. Язык как средство воспитания единомыслия народа». Девизом избраны слова крупного государственного деятеля России XIX века адмирала А.С. Шишкова: «Вера делает народ единодушным, язык - единомысленным».

Глинские чтения, проводящиеся на протяжении последних пятнадцати лет, стали авторитетным форумом педагогов, которые посвятили себя духовно-нравственному воспитанию молодого поколения России. В своей педагогической деятельности участники чтений активно используют святоотеческое наследие, труды подвижников Глинской пустыни, работы схиархимандрита Иоанна (Маслова), рекомендованные Министерством образования Российской Федерации как книги для учителя по духовно-нравственному воспитанию для образовательных учреждений всех типов.

В первый день работы форума, 27 июля, состоятся заседания секций и «круглых столов» по темам: духовно-нравственное воспитание в дошкольных учреждениях, школе,

учреждениях профессионального образования; духовно-нравственная подготовка учителя; нравственный потенциал русского языка; воспитание детей в семье; нравственный идеал России; воспитание патриота и гражданина Отечества; роль библиотек в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи; пресса за нравственное общество.

Пленарные заседания состоятся 28 и 29 июля в Актовом зале Московской Духовной Академии. На них выступят ученые, педагоги, государственные деятели по актуальным проблемам воспитания. Особое место занимает на форуме этого года проблема русского языка, его сохранения, воспитания любви и бережного отношения к нему.

29 июля, в день памяти схиархимандрита Иоанна (Маслова), в Покровском храме Московской Духовной Академии будет совершена заупокойная Литургия и панихида. В этот же день будут отслужены панихиды у могилы схиархимандрита Иоанна (Маслова) на Старом кладбище г. Сергиева Посада. В трапезной МДА состоится поминальный обед.

Регистрация участников чтений: 27 июля - с 8.00, 28 июля - с 8.30. Контактные телефоны: 580 32 64 и 580 32 53. Факс: 580 32 64. E-mail: [email protected]/

Дирекция Глинских чтений - Московская педагогическая академия