Французский изобретатель Жозеф Мари Жаккар: кибернетика и жаккардовая ткань. Жаккардовый станок Смотреть что такое "Жаккардовый ткацкий станок" в других словарях




В начале XIX века французский ткач и изобретатель Жозеф Мари Жаккар (Joseph-Marie Jacquard) изобрел новую технологию промышленного нанесения узоров на ткани. Сейчас такие ткани называют жаккардом, а его станок - жаккардовым станком. Изобретение Жаккара позволяет получать на поверхности ткани разнообразные световые эффекты, а в сочетании с разными цветами и материалом нитей — красивые, мягкие переходы тонов и резко очерченные контуры узоров, иногда весьма сложных (орнаменты, пейзажи, портреты и т. п.). Жаккард используют для пошива платьев, верхней одежды, мебельных тканей, штор, а так же для изготовления ланъярдов, лент для бейджей и других промо-материалов (нашивки, шевроны, этикетки, промоленты).
Жозеф Жаккар родился 7 июля 1752г. в Лионе. Его отец владел небольшим семейным ткацким производством (два станка) и Жозеф тоже начал свою трудовую деятельность ребенком на одном из многочисленных ткацких производств в Лионе. Но этот тяжелый и небезопасный труд его не привлекал и будущий изобретатель пошел учиться и работать в переплетную мастерскую.
Но стать выдающимся изобретателем в переплетном деле или книгопечатании Жаккару было не суждено. Вскоре умирают его родители, и он получает в наследство ткацкие станки и небольшой участок земли. В результате нескольких неудачных бизнес-проектов Жозеф теряет большую часть отцовского наследства, но при этом увлекается инженерной проблемой усовершенствования ткацкого станка.
Не смотря на бурное развитие во Франции ткацкого производства, возможности самих ткацких станков были сильно ограничены. В массовом порядке выпускались одноцветные ткани или в цветную полоску. Ткани с вышитыми узорами по прежнему делались в ручную. Жаккар хотел усовершенствовать ткацкий станок, чтобы можно было промышленным способом изготавливать узорчатые ткани.
К 1790 году Жаккар создал опытный образец станка, но активное участие в революционных событиях во Франции не позволило ему продолжить работы над усовершенствованием своего изобретения. После революции Жаккар продолжил свои конструкторские поиски в другом направлении. Он изобрел станок для плетения сетей и в 1801 году повез его на выставку в Париж. Там он увидел ткацкий станок Жака де Вокансона, который еще в 1745 году использовал перфорированный рулон бумаги для управления переплетением нитей. Увиденное натолкнуло Жаккара на гениальную идею, которую он с успехом использовал в своем ткацком станке.
Чтобы управлять каждой нитью в отдельности Жаккар придумал перфокарту и хитроумный механизм считывания с нее информации. Это позволило ткать ткани с заранее заданными на перфокарте узорами. В 1804 году изобретение Жаккара получило золотую медаль на Парижской выставке, и ему был выдан соответствующий патент. Окончательно промышленный вариант жаккардового станка был готов к 1807 году.
В 1808 году Наполеон I наградил Жаккара премией в 3000 франков и правом на премию в 50 франков с каждого действующего во Франции станка его конструкции. К 1812 году во Франции работало более десяти тысяч жаккардовых станков. В 1819 году Жаккар получил Крест Почетного Легиона.
Умер Жозеф Мари Жаккар в 1834 году в возрасте 82 лет. В Лионе в 1840 году ему был поставлен памятник. Ткацкий станок Жаккара позволил не только ткать промышленным способом ткани со сложными узорами (жаккард), но и стал прообразом современных автоматических ткацких станков.
Станок Жаккара - это первая машина, которая использовала в своей работе перфокарту.
Уже в 1823 году английский ученный Чарльз Бабадж пытался построить вычислительную машину с использованием перфокарт. В конце XIX века американский ученный построил вычислительную машину и обработал на ней результаты перепеси населения 1890 года. Перфокарты в вычислительной технике использовались до середины ХХ века.

(декоративные ткани, ковры, скатерти и т. п.). Даёт возможность раздельно управлять каждой нитью основы или небольшой их группой. Создана в 1804 году.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Жаккардовый станок - LIVE, Китай

    ✪ Ткацкий станок DORNIER жакардовый

    ✪ Ткацкие станки Picanol

    Субтитры

История

Названа по имени французского ткача и изобретателя Жозефа Мари Жаккара .

Применение

Жаккардова машина даёт возможность при образовании зева на ткацком станке раздельно управлять перемещением каждой нити или небольшой группы нитей основы и вырабатывать ткани, раппорт которых состоит из большого числа нитей. При помощи жаккардовой машины можно изготавливать узорчатые платьевые и декоративные ткани, ковры, скатерти и др.

Описание

Жаккардова машина имеет ножи, крючки, иглы, рамную доску, рамные шнуры и перфорированную призму. Нити основы, пробранные в глазки лиц (галев), связаны с машиной при помощи аркатных шнуров, продетых в делительную доску для равномерного распределения по ширине станка. Ножи, закрепленные в ножевой раме, совершают возвратно-поступательное движение в вертикальной плоскости. Крючки, находящиеся в зоне действия ножей, захватываются ими и поднимаются вверх, а через рамные и аркатные шнуры поднимаются вверх и нити основы, образуя верхнюю часть зева (основные перекрытия в ткани). Крючки, выведенные из зоны действия ножей, опускаются вниз вместе с рамной доской. Опускание крючков и нитей основы происходит под действием силы тяжести грузиков. Опущенные нити основы образуют нижнюю часть зева (уточные переплетения в ткани). Крючки из зоны действия ножей выводятся иглами, на которые действует призма, имеющая качательные и вращательные движения. На призму надет картон, состоящий из отдельных бумажных карт, которые имеют просеченные и непросечённые места против концов игл. Встречая просеченное место, игла входит в призму, и крючок остаётся в зоне действия ножа, а непросечённое место карты перемещает иглу и выключает крючок из взаимодействия с ножом. Сочетание просеченных и непросечённых мест на картах позволяет осуществить вполне определённое чередование подъёмов и опускания нитей основы и образование на ткани узора.

Яркий пример машины с программным управлением, созданной задолго до появления вычислительных машин. Двоичным кодом набрана перфокарта: есть отверстие-нет отверстия. Соответственно, какая-то нить поднялась, какая-то нет. Челнок прокидывает в образовавшийся зев нить, формируя двусторонний орнамент, где одна сторона является цветовым или фактурным негативом другой. Поскольку для создания даже некрупного узора, требуется около 100 и более уточных нитей и ещё большее количество нитей основы, создавалось огромное количество перфорированных карт, которые связывались в единую ленту . Прокручиваясь, она могла занимать два этажа. Одной перфокарте соответствует один прокид челнока.

Жаккар родился в 1752 г. в семье ткача. С юных лет ему пришлось скитаться по разным районам Франции и переменить ряд специальностей, в числе которых была профессия отливальщика шрифтов и переплетчика. В 1793-1794 гг. мы застаем Жаккара вместе с сыном в рядах революционной армии Конвента, сражающимися с войсками монархической Австрии. Гибель сына в одной из битв прервала военную службу Жаккара и заставила его вернуться в Лион. С этого времени он до конца жизни посвящает все свои труды ткачеству.

Знакомый еще с детства с тяжелым положением узорчатых ткачей, Жаккар хорошо сознает, что час машины настал, что от нее зависят дальнейшие судьбы лионской промышленности. Сначала Жаккар ставит перед собой только скромную задачу: усовершенствовать станок Понсона — Верзье, сделав его более компактным и сократив количество необходимых для его обслуживания дергальщиц. Сконструированный Жаккаром и запатентованный им в июне 1800 г. станок был премирован бронзовой медалью, а модель его была удостоена помещения в Консерватории искусств и ремесел (Descripsion des machines et procedes).

Несмотря на много остроумных улучшений и дополнений, сделанных Жаккаром, это его изобретение не выходило за пределы проторенных путей и не порывало со старой традицией. Конструкция станка была очень сложной и практическая проверка не оправдала связывавшихся со станком надежд. Но уже через два года Жаккар обращает на себя всеобщее внимание блестящим разрешением задачи, выставленной одновременно на конкурсах Общества поощрения ремесел и искусств во Франции и Королевского общества поощрения ремесел и искусств в Англии, — изобретением стапка для механического вязания рыболовных сетей. Результатом этого было приглашение Жаккара в Париж, где он должен был в мастерских Консерватории искусств и ремесел закончить постройку своего нового станка.

Работая в этой опытной лаборатории французской промышленной техники, Жаккар знакомится ближе с коллекцией машин из кабинета Вокансона, помещенной в Консерватории, и находит в чердачных руинах отдельные части давно забытого узорчатого станка гениального французского механика. Реставрация станка и испытание его позволяют Жаккару критически исследовать его положительные и отрицательные стороны, нащупать его сильные и слабые места. Жаккар решает заново переработать всю конструкцию. Он уезжает в Лион, где его находкой уже заинтересовалась группа фабрикантов, предлагавших изобретателю денежную помощь и устроивших ему специальную мастерскую для работ. Ловкие предприниматели заранее заключают с Жаккаром договор о переуступке им всех прав на будущее изобретение в обмен на ежегодную пенсию в 3000 франков (Ballot, Johannsen).

В 1804 г. новая машина, которой суждено было произвести такой переворот в шелкоткачестве, какой ни до нее, ни после нее еще ни одно изобретение не совершало, была закончена постройкой. Впоследствии этот исторический станок был установлен в Консерватории искусств и ремесел и по этому сохранившемуся памятнику техники можно судить о значении изобретения Жаккара (патент на станок 1804 г. не был взят изобретателем).




Этот станок изображен на рис. а и 6. Центральным его органом является четырехгранная, с высверленными углублениями призма, которая поддерживает продырявленную ленту, помещающуюся на двигающейся каретке. Действием собачки призма поворачивается с каждым тактом (образованием зева) на четверть оборота. Горизонтально расположенные иглы с пружинами находятся в особом игольном ящике. По бесконечной цепи двигается серия карт, позволяющая автоматически осуществлять нужный рисунок ткани. При каждом повороте призмы карта прижимается к ее грани и направляется последней к иглам. Одни иглы свободно проходят через отверстие карты, другие отодвигаются ею в сторону и снимают свои крючки с ножей, вследствие чего связанные со сдвинутыми крючками нити основы не поднимаются и образуют нижнюю часть зева. Свободно прошедшие иглы оставляют крючки на ножах, которые действуют на крючки, и при помощи аркадных шнуров и рамных нитей поднимают вверх те нити основы, которые требуется поднять для прокидки челнока. В это время призма отходит от игольной доски, и пружины начинают толкать сдвинутые иглы и крючки к исходному положению, что необходимо для работы следующих карт. Новый поворот призмы и нажим новой карты на игольную доску производит очередную комбинацию отбора игл и нитей основы. (Подробнее о ткачестве с картами можно найти ).
Общее количество игл на станке равно количеству отверстий на четырех гранях призмы (Barlow, The History and principles of weaving).



Такова схема работы машины Жаккара. Мы видим, что в ней изобретателем удачно соединен фальконовский принцип отбора нитей продырявленной лентой с вокансоновским принципом прижимания игл специальным аппаратом, двигающимся на каретке. К этому Жаккар добавил существенные новые детали: бесконечную цепь для автоматического перемещения карт и призму, сочетавшую дощечку Фалькона и цилиндр Вокансона, но играющую теперь активную роль механизма, направляющего карты к игольный доске. Вследствие этого в станке Жаккара дергальщица совершено устраняется из производственного процесса, и переборка рисунка может производиться вне станка, чем ликвидируются простои в работе, характерные для прежних систем станков, и обеспечивается возможность быстрой смены рисунка. Последний, благодаря неограниченной длине цепи картона, может быть каким угодно сложным. Наконец, элементарность операций, которые сохраняются для рабочего, делает совершенно ненужным высокое искусство прежних мастеров и позволяет использовать для обслуживания станка малоквалифицированных ткачей. Иначе говоря, станок Жаккара разрешил до конца те задачи, которые стояли тогда перед французской капиталистической промышленностью, и, использовав все ценное, что имелось в предшествующих конструкциях, превратил полумеханизированный аппарат в настоящую рабочую машину.

«Критическая история технологии:», говорит Маркс, «вообще показала бы, как мало какое бы то ни было изобретение XVIII столетия принадлежит тому или иному отдельному лицу». История станка Жаккара — одно из блестящих тому доказательств.

Машина Жаккара, простая по конструкции и приводившаяся в движение ручным способом, так же как и «Дженни» в Англии, не вызвала на первых порах перехода к фабричной системе, и с 1806 г. начала устанавливаться во многих мелких предприятиях Лиона. По правительственному декрету 1805 г. Жаккар получал право на отчисления в свою пользу (в размере 50 франков) от каждого применившегося в производстве станка его конструкции. Практическое распространение станка задерживалось, однако, в первые годы целым рядом конструктивных недостатков машины. Сюда; в первую очередь, относились невероятный грохот, производимый движением каретки, расхождения в движении каретки и призмы, неравномерность прижимания картона к иглам, дороговизна станка. Ручная набивка рисунков на картон также показывала, что ремесленные черты еще не были полностью преодолены в новой машине. В первоначальном своем виде станок Жаккара, как и простой механический ткацкий станок Картрайта , «представляет лишь более или менее измененное механическое издание старого ремесленного инструмента» (Маркс, Капитал).

Первые усовершенствования в машине Жаккара были сделаны механиком Бретгоном, который после нескольких лет упорной работы заменил каретку прессом, точно регулировавшим ход призмы, упростил передаточный механизм машины, уничтожив ряд блоков, противовесов и рычагов, что ускорило работу основных органов станка, и ввел метод производства отдельно рисунка и фона ткани, благодаря чему количество пустых карт уменьшалось за счет увеличения продырявленных карт, а тем самым и за счет увеличения раппорта ткани. В период 1815-1820 гг. ряд французских изобретателей придает станку тот технически-совершенный вид и практически-рентабельный характер, который сохраняется почти неизменным на многие десятилетия.

Широкое распространение станка во Франции быстро понизило заработную плату узорчатых ткачей, которая за 10-15 лет упала на 50%. в 1825 г. в одном Лионе работало уже свыше 10 000 жаккаровых станков. В 1810 г. станок Жаккара попал в Англию и положил здесь начало фабричному шелкоткачеству. Станок стал изготовляться на английских фабриках из металлических частей и приводиться в движение паровой машиной (Textile machinery. Catalogue of Science Museum). С 1816 г. новая машина становится известной и в Австрии и Пруссии. В 1820 г. француз Дислен, приехавший в Москву, продал один станок Жаккара за крупную сумму русскому правительству. Станок был установлен в доме одного московского купца для свободного обозрения его фабрикантами. Однако отсутствие опытных мастеров задерживало практическое применение нового станка в России. Только с 1823 г., благодаря работам мастера Каненгиссера, налажено было производство станков для частных предпринимателей. За 5 лет машина Жаккара получает огромное распространение на купеческих и, отчасти, дворянских мануфактурах. В 1828 г. на многочисленных шелкоткацких предприятиях одной только Московской губернии имелось уже около 25 000 станков Жаккара («Журнал мануфактур и торговли». 1828 г).

История

Названа по имени французского ткача и изобретателя Жозефа Мари Жаккара .

Применение

Жаккардова машина даёт возможность при образовании зева на ткацком станке раздельно управлять перемещением каждой нити или небольшой группы нитей основы и вырабатывать ткани, раппорт которых состоит из большого числа нитей. При помощи жаккардовой машины можно изготовлять узорчатые платьевые и декоративные ткани, ковры, скатерти и др.

Описание

Жаккардова машина имеет ножи, крючки, иглы, рамную доску, рамные шнуры и перфорированную призму. Нити основы, пробранные в глазки лиц (галев), связаны с машиной при помощи аркатных шнуров, продетых в делительную доску для равномерного распределения по ширине станка. Ножи, закрепленные в ножевой раме, совершают возвратно-поступательное движение в вертикальной плоскости. Крючки, находящиеся в зоне действия ножей, захватываются ими и поднимаются вверх, а через рамные и аркатные шнуры поднимаются вверх и нити основы, образуя верхнюю часть зева (основные перекрытия в ткани). Крючки, выведенные из зоны действия ножей, опускаются вниз вместе с рамной доской. Опускание крючков и нитей основы происходит под действием силы тяжести грузиков. Опущенные нити основы образуют нижнюю часть зева (уточные переплетения в ткани). Крючки из зоны действия ножей выводятся иглами, на которые действует призма, имеющая качательные и вращательные движения. На призму надет картон, состоящий из отдельных бумажных карт, которые имеют просеченные и непросечённые места против концов игл. Встречая просеченное место, игла входит в призму, и крючок остаётся в зоне действия ножа, а непросечённое место карты перемещает иглу и выключает крючок из взаимодействия с ножом. Сочетание просеченных и непросечённых мест на картах позволяет осуществить вполне определённое чередование подъёмов и опускания нитей основы и образование на ткани узора.

Яркий пример машины с программным управлением, созданной задолго до появления вычислительных машин. Двоичным кодом набрана перфокарта: есть отверстие-нет отверстия. Соответственно, какая-то нить поднялась, какая-то нет. Челнок прокидывает в образовавшийся зев нить, формируя двусторонний орнамент, где одна сторона является цветовым или фактурным негативом другой. Поскольку для создания даже некрупного узора, требуется около 100 и более уточных нитей и ещё большее количество нитей основы, создавалось огромное количество перфорированных карт, которые связывались в единую ленту, Прокручиваясь, она могла занимать два этажа. Одной перфокарте соответствует один прокид челнока.

  1. - ножи;
  2. - рамная доска;
  3. - рамные шнуры;
  4. - аркатные шнуры;
  5. - делительная доска;
  6. - лицы;
  7. - грузики;
  8. - иглы;
  9. - перфорированная призма;
  10. - пружина;
  11. - доска;
  12. - крючки.

См. также

Литература

  • Большая Советская Энциклопедия

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Жаккардовый ткацкий станок" в других словарях:

    Машина, используемая (как правило, в промышленности) для обработки различных материалов, либо приспособление для выполнения чего либо. В Викисловаре есть статья «станок» … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Содержание 1 Эпоха палеолита 2 10 е тысячелетие до н. э. 3 9 е тысячелетие до н. э … Википедия

| Жаккардовый станок

Жаккардовый станок (Жаккардовый ткацкий станок, станок Жаккарда, Жаккардова машина) - зевообразовательный (зев - пространство между раздвинутыми основными нитями) механизм ткацкого станка для выработки крупноузорчатых тканей, таких как декоративные ткани, скатерти, ковры и т.д.). Станок позволяет раздельно управлять каждой нитью основы или небольшой их группой. Назван по имени французского ткача и изобретателя Жозефа Мари Жаккара (Жаккарда, 1752-1834).

На первый взгляд, следующая ступень в развитии после Паскалины и калькулятора Лейбница , не имеет ничего общего с числами и расчётами, однако это не так. На протяжении всего 18 века на французских фабриках по производству шёлковых тканей велись эксперименты с разного рода механизмами, управлявшими станком с помощью деревянных барабанов, перфорационных лент и карт. В каждом из трёх вариантов нить поднималась и опускалась в соответствии с наличием отверстий (зевов), так получался тканевый рисунок.

В 1804 году Жаккар сконструировал полностью автоматизированный станок, с помощью которого было возможным воспроизвести сложнейшие узоры. Работа станка программировалась колодой перфокарт , каждая из которых, в свою очередь, управляла одним ходом челнока. Чтобы перейти к новому рисунку, оператор станка просто менял колоду перфокарт. Разумеется, удивительное изобретение вызвало настоящую революцию в ткацком производстве, причём заложенные тогда принципы используются и по сей день! Как раз перфокартам и было суждено сыграть роль в программировании компьютеров, потому станок Жаккара занял своё место в истории ЭВМ…

Наступил новый век, всё новые изобретатели пытались штурмовать город под названием «Вычислительная техника» и ближе всего к созданию компьютера (как мы его сейчас понимаем) подошёл англичанин Чарльз Бэббидж .

Главной страстью Бэббиджа была борьба за безукоризненную математическую точность. Английский учёный объявил настоящий «крестовый поход» против ошибок в таблицах логарифмов, которыми в то время широко пользовались при вычислениях астрономы, математики и даже штурманы дальнего плавания. Бэббидж любил точность, ничто не могло пройти мимо его внимательного взгляда. Как-то раз он послал письмо поэту Теннисону, в котором резко критиковал его строки «Каждый миг какой-то человек умирает, каждый миг рождается другой». Из-за того, что численность населения Земли растёт, отмечал Бэббидж, эти строки следовало бы всё-таки привести в соответствие с истиной: «Каждый миг один человек умирает, каждый миг рождается один и одна шестнадцатая другого».

Наивысшим достижением Чарлза Бэббиджа и вместе с тем его величайшей болью была разработка принципов, положенных в основу современного компьютера, за целое столетие до того, как появилась техническая возможность их реализации. Он потратил несколько десятилетий, крупные правительственные субсидии и значительную часть собственных средств в безуспешных попытках создать вычислительную машину, работающую на этих принципах. Именно в