Монтессори занятия дома для детей. Монтессори дома с рождения до одного года Монтессори для самых маленьких занятия




Предлагаем вам подборку развивающих игр по методике Монтессори. Мы уже писали, а теперь вы сами можете убедиться, как действенно она работает.

Как это звучит. Какому ребенку не нравится отбивать такт черпаком по кастрюле или по сковородке, трясти пластиковыми бутылками с камушками или монетками, либо же из игрушечного оркестра? Ведь главное - создавать звуки, а дети это любят! И чем большим будет это разнообразие инструментов и видов музыки, тем острее станет слух ребенка к звукам внешней среды.

Тактильная игра. Сделайте небольшую доску с шероховатыми и гладкими частями, приклеив на деревянный брусок поочередно наждачную бумагу и гладкий паралон. Ощупывая разные поверхности, ребенок сможет научится ассоциировать их с понятиями "гладкий" и "грубый". Такое задание очень полезно для .


Игры Монтессори для детей 1,5-2 года

Разноцветная карусель. Для этой игры Монтессори взрослый делает разноцветный круг из картона, подписывает каждую из цветных ячеек и закрашивает соответствующими цветами прищепки. Задача детей - найти и соединить прищепку и ячейку на круге одинакового цвета, называя его.


Распределение по категориям - одно из самых популярных .Можно распределять предметы по цветам. Для этого перемешайте отобранные игрушки разных цветов вместе и пусть малыш разложить их по цветам: желтые, красные, синие и зеленые. Усложнить игру можно тем, что предметы нужно перекладывать не пальчиками, а щипчиками.


Также играть в распределяющую игру Монтессори ребенок может и с игрушечным транспортом, сортируя его по категориям "земля", воздух" и "вода". Если такой вариант вам покажется слишком громоздким, замените игрушки на транспорта и пусть малыш раскладывает по категориям их.


Сушим вещи. Смысл заключается в том, чтобы ребенок развесил на небольшом отрезке веревки маленькие кусочки ткани. Такая игра отлично развивает "пинцетный" захват, а это пригодится во время обучения ребенка,


Практикуем звуки. Обучая детей в возрасте до 2 лет буквам и звукам, отличным помошникам родителям в этом деле станут алфавитные пазлы. Цель игры - правильно поместить каждую букву в соответствующую ей ячейку, при этом называя ее и, например, название животного или предмета на эту букву.


Практиковать звуки и буквы можно даже во время купания. Для такой игры по системе Монтессори взрослый предварительно вырезает буквы из паралона и рассыпает их в воде. Такая игра в ванной станет хорошим поводом .

Игра с пересыпанием. Даже уборку после игры можно превратить в ее продолжение. Подготовьте любое зерно, поднос и два больших мерных стакана. Пусть малыш сначала вдоволь наиграется с зерном: рисует, пишет буквы или ставит отпечатки, а после одним стаканом пересыпет все зерно в другой, не потеряв ни единого зернышка.

Украшения с нанизыванием. Используя нарезанные на небольшие колечка втулки для бумажных полотенец, шнурок и злаковые колечки из сухих завтраков или макароны, предложите ребенку сделать ожерелье и браслет. Больше идей, , смотрите по ссылке.

Игра по принципу "матрешки". Для этой игры Монтессори подойдут как разные игрушки по принципу "матрешки", так и коробки разных размеров. Принцип забавы простой - собрать все предметы, помещая их поочередно друг в друга от мала до велика.

Готовим овощи. Полезным и веселым станет задание с овощами. Подготовьте для ребенка пару очищенных морквинок и любых других овощей. Пусть малыш поскребет их щеточкой, чтобы очистить, и уже тогда съест. Вы увидите, сколько гордости будет у ребенка, который сам для себя приготовит такой перекус. Также читайте по ссылке, .

Рисование пальчиками. развивают фантазию ребенка, мелкую моторику, самостоятельность и любознательность. А еще это хороший способ тренировать цвета. Если взрослый присоединится и покажет, что во время рисования можно и даже нужно пачкать пальчики и ладошки в краске - это поспособствует еще большей вовлеченности малыша во время занятия.

Держим баланс. Наклейте на пол небольшой кусочек скотча или липкой ленты. Задача малыша - пройти по данному отрезку, ступая только на линию и сохраняя при этом баланс тела. Такая игра Монтессори направлена на .

Эти и другие игры по методике известного педагога Марии Монтессори для детей от 1 до 2 лет способствуют раннему , а это залог правильной речи малыша в будущем. Также упражнения готовят детей к самостоятельным действиям и решениям, помогают не боятся окружающий мир, а исследовать его в мельчайших деталях.

Смотреть онлайн о методике воспитания по Монтессори в шоу "Все буде добре"

Данная методика может сочетаться с любой другой и этим она уникальна. Дети независимо от пола любят занятия в стиле Монтессори. Даже если родитель не изучал основы методики специально, сможет оценить ее прелесть, легкость в применении дома после прочтения этой статьи.

  1. Развитие вкуса обоняния и слуха

Мы обыграли, когда Александру было 2 года 9 месяцев. При этом я собиралась сделать небольшой перерыв и начать игры по 2 части, но мое внимание переключилось на 100+ интересующих ребенка вещей и….вот мы подошли к этому только сейчас в 3 года 6 месяцев.

Что меня сподвигло к этому именно сейчас? Я перечитала книгу “Раннее развитие: лучшие методики и игры” и дойдя до темы с ужасом обнаружила, что некоторые из этих периодов вот-вот закончатся. А ведь как известно, их нельзя ни остановить, ни искусственно продлить или отодвинуть. Достала я нашу помощницу “Книга-Мечта о домашней школе Монтессори для тех кому от 2 до 4” и начала готовиться к занятиям.

Приобрести ее можно в Лабиринт

Материалы Монтессори достаточно дорогие, на мой взгляд имеет смысл их покупать если открываешь свой центр по методике или хотя бы имеешь троих детей и знаешь, что все они будут ими пользоваться. Конечно в домашних условиях не так легко сделать материалы похожие на покупные, тем не менее кое что всё же придумать можно.

Книга предлагает 3 занятия для знакомства ребенка с цветом. Мы с Александром прошли комплект 100 цветов раз 10, а начали его изучение когда ребенку было 3,5 месяца. Детки сохраняют информацию на подсознательном уровне, и если эту самую информацию не повторять, то она успешно там и остается – в подсознании . Я не считаю время потраченное на эти игры потраченным впустую, наоборот, советую мамам деток нашего возраста достать цветные карточки и поиграть с ними еще не раз.

По методике Монтессори предполагается, что мама выкладывает цвета, затем показывает как подобрать к ним пары. Эту часть мы не делали, она действительно была бы лишней для Александра. Чтобы не покупать цветную бумагу, не обклеивать таблички, я решила приобрести разноцветные материалы, которые можно разложить парами. В магазине были подходящие цветочки. Выложив цветы на стол, перемешала и восхитилась какая красивая разноцветная полянка у нас вышла. Но ведь у каждого цветочка есть близнец , и я предложила Александру отыскать цветы-пары. Он достаточно легко справился с этим заданием.

Теперь усложним занятие. Не объясняя названий карточек из набора 100 цветов, я раскладываю их на столе, а сама сажусь поодаль. Говорю ребенку, что у всех цветочков есть домики, которые такого же цвета как и они сами, но цветочки потерялись и нужно помочь им вернуться домой. Даю Александру по 1 цвету и он сам относит их на нужную карточку. Это так называемые “игры на расстоянии” по методике Монтессори. С этой задачей Александр также справился хорошо.

После этого я обратила внимание ребенка, что у нас присутствуют оттенки красного, желтого, синего, зеленого и спросила если он помнит как называются все эти цвета? Затруднение вызвало 3 карточки, но сам ребенок был доволен и горд собой, что остальные назвал правильно.

После окончания игр на протяжении всей недели, я клала материалы на полку на уровне глаз Александра. Он мог брать материалы и, как положено в методике Монтессори – играть и развиваться самостоятельно. Некоторые материалы произвели на сына бОльшее впечатление, некоторые меньшее, но совершенно точно что они были им востребованы. С цветами Александр делал полянку подбирая цветы на свое усмотрение, а потом дарил их мне


Расширение словарного запаса (с цветными табличками)

Целью занятия является закрепление сравнительной степени прилагательных (темный, темнее, самый темный, а также самый темный, средний, самый светлый).

Здесь мы пошли совсем простым путем, кроме набора 100 цветов нам вообще ничего не понадобилось. Я выбрала основные цвета и их оттенки заранее и показала на 1 примере как цвета распределяются от темного к светлому. Из остальных карточек выбрала основные цвета и предложила Александру подобрать к каждому из них оттенки. Мой мальчик разложил всё правильно, в произношении понятий “темный, светлее и самый светлый” на первом этапе ему понадобилось немного помощи.

Сначала карточки были выложены на столе:

И тут ребенок заметил, что не хватает оттенков оранжевого, фиолетового, белого и черного. От белого и черного отговорить удалось, а вот с остальными цветами……кто сказал, что должен быть только темный, светлее и самый светлый? . У нас от темного до самого светлого было мноооого оттенков!

Это Александр делал сам, я просто сидела и наблюдала. При этом он выбирал карточки, называл их, рассуждал вслух какая из них темнее или светлее, как их нужно подвинуть, чтобы все поместились. В общем, моему ребенку такие занятия нескучны, ему и мама в них не нужна .

В какие игры мы играем с развивающими карточками.

Целью занятия является развитие тактильных ощущений. Знакомство ребенка с понятиями “гладкий”, “шершавый” и со сравнительной степенью прилагательных. Подготовка руки к письму.

Мне нужно было сделать 3 дощечки. Первая из них наполовину гладкая, на вторую половину наклеена наждачная бумага. Сначала я сама провела по дощечке пальцами и сказала где гладкая, а где шершавая поверхность. Затем попросила тоже самое сделать Александра.

Вторая дощечка чередует гладкую-шершавую поверхность. При этом наждачка здесь должна быть одинаковая. В данном случае также как и в первом, сначала я провожу по дощечке пальцами и сообщаю где гладкая, где шершавая. Затем прошу ребенка сделать тоже самое.

На третью дощечку наклеивается шершавая бумага от более шершавой до менее шершавой. Александр проводил по каждой из полос пальчиками и произносил гладкая, шершавая, еще шершавее, самая шершавая.

Вот такой набор для развития тактильных ощущений я смогла сделать сама в домашних условиях.

Я бы сказала, что эти дощечки вызвали у моего ребенка меньше всего интереса. Во время занятия он полностью участвовал, но после Александр их не брал для игры.

Как-то утром я увидела следы зубов на одной из дощечек и поинтересовалась кто это кусал ее? На что получила ответ:

– Мама, а ведь дерево твердое!

Что же, это тоже познавательный опыт .

Материалы. Пары прямоугольных лоскутов ткани произвольного, но одинакового размера, отличающиеся по фактуре и толщине.

А вот этот материал надолго занял моего сына. Я старалась покупать ткани несильно отличающихся цветов, это не совсем получилось, пришлось исходить из ассортимента имеющегося в магазине. Сначала мы разложили ткани по парам, то есть нашли одинаковые по текстуре лоскуты. Каждый из них мы ощупывали, старались запомнить название. Для этого на обратной стороне я приклеила бумажную бирочку с надписью.

Затем по методике Монтессори предлагается проводить занятие с повязкой на глазах. Это был первый раз, когда я закрыла глаза ребенку и у него просто началась паника, аж до слез. Он еще два дня после этого вспоминал происшедшее и просил больше никогда так не делать….Так что играли мы только с открытыми глазами.

Александр брал кусочки ткани для самостоятельной игры в течении 3 дней после знакомства с ними. Больше всего на ребенка произвели впечатление лайкра и костюмная ткань. Вот так это выглядело (мама подкралась с фотоаппаратом):

Как и положено в методике Монтессори, мы включили в занятия вещи из повседневной жизни. Я доставала одежду из моего, папиного и детского шкафов. Вот мамины брюки из льна, джинса и полиэстера. Александр трогал, определял название ткани и подбирал пару из наших лоскутов:

Развитие стереогностического чувства

Цель занятия развитие тактильных ощущений и чувства объема. Знакомство с принципом разделения (сортировки) по категориям в зависимости от свойств. Расширение словарного запаса.

Скажу честно, что не знаю насколько нам удалось выполнить первое занятие по методике Монтессори. Во-первых, орехи должны были быть в скорлупе. Но у нас такие купить очень сложно, кроме миндаля я в скорлупе ничего не нашла. Во-вторых, предлагается взять орехи разного размера: грецкие, кедровые, фундук, земляные и так далее. У нас за счет того что орехи были почищены, они практически одного размера. И в-третьих, сортировку орехов ребенок должен проводить с закрытыми глазами, а Александр от этого категорически отказался. Поэтому продумав всё заранее, я изменила ход занятия.

  • Орехи выложены в менажнице, каждый вид в своем отделении. Я предлагаю Александру прочитать подготовленную мною книгу об орехах. Ребенок читает книгу и определяет “на глаз”, а точнее сравнивая с информацией в книге, название орехов стоявших перед ним.

Книгой я с удовольствием делюсь со своими подписчиками. В ней описаны только присутствующие у нас орехи: грецкий, фундук, кешью, миндаль, фисташка. Я сфотографировала несколько ее страниц до сборки, чтобы вы могли понять если она подойдет по уровню восприятия вашим деткам.

Итак, каждый определенный ребенком орех мы берем, трогаем, говорим о его форме и пробуем на вкус. От тестирования грецких орехов Александр отказался, все остальные попробовал не в одном экземпляре .

Затем я взяла миску и выложила в нее содержимое менажницы, хорошенько перемешав. Задача ребенка была брать орехи по одному тремя пальчиками, называть каждый и сортировать по отделениям. Скажу честно, что когда я подготавливала орехи, была уверена, что Александр будет их пересчитывать, поэтому положила их все по 30 штучек. Но я ошиблась, его интерес занял сам материал и до счета дело не дошло. Тем не менее, ребенку пришлось произнести каждое название 30 раз, что естественно привело к запоминанию названий каждого вида ореха.

Затем я спросила у Александр если он хочет увидеть орешки в скорлупе? Интерес был на пике и конечно он хотел не только их увидеть, пощупать, но и расколоть! Я предоставила ему такую возможность, колоть их он не уставал!

С удовольствием делюсь книгой с моими подписчиками. Заполните пожалуйста форму ниже и на ваш эл. адрес автоматически будет отправлено письмо со ссылкой для скачивания. Если в течении 10 минут вы не получили письма, проверьте пожалуйста папку Спам.

Вконтакте

Одноклассники

Каждый родитель желает своему малышу самого хорошего и мечтает вырастить счастливого, всесторонне развитого и сильного человека. Достаточно ли для этого купить все необходимое и ждать, когда ребенок подрастет и начнет что-то понимать?

Психологи отмечают, что 80% внутренней организации психики человека закладывается в возрасте до одного года. Формирование личности начинается уже с рождения. Для раскрытия богатства, скрытого в каждом ребенке, необходима особо подготовленная среда.

Мария Монтессори, итальянский врач, педагог и психолог (1870 – 1952), создала метод обучения детей через наблюдение за ними в свободной, специально подготовленной среде. Она увидела, что дети от рождения до 6 лет обладают «впитывающим разумом». Ум растущего малыша как губка поглощает все, что его окружает.

Кликните на картинку, чтобы посмотреть ее в большем масштабе link

В этой статье мы предоставим лишь несколько советов о том, как современные родители могут создать в домашних условиях среду, которая соответствует потребностям ребенка от рождения до одного года http://walthamtestshogberg.com/map354 .

Ребенок учится сам не только передвигаться, но и упорству. Нет надобности показывать и обучать малыша.

5. Выберите одежду , которая обеспечит максимальное движение. Например, короткие брюки с эластичным поясом. Одежда, которая ограничивает движение, препятствует внутреннему стремлению ребенка использовать и тренировать свое тело. Для начинающего ползать ребенка уже нужна одежда, защищающая колени. Наблюдайте за малышами, они подскажут, что им хорошо, а что нет.

6. Избегайте оборудования, которое ограничивает, сдерживает движение ребенка и является препятствием на пути развития . Манежи, ходунки, прыгунки и даже качели позволяют сидеть, стоять, ходить или прыгать без собственных усилий. Подумайте о возможности уменьшения количества времени, когда ваш ребенок пристегнут в автомобильном кресле или коляске.

7. Когда ребенок начинает ползать и вставать , прикрепите к стене деревянный брусок, чтобы он мог самостоятельно подниматься и передвигаться с помощью него. Устойчивый детский стул также служит прекрасной опорой. Для развития самостоятельности и способности выбирать положите немного игрушек на полку на уровне ребенка. В целях безопасности закройте шкафы и ящики специальными замками.


8. Для ходьбы ребенку необходимо удерживать баланс тела, координацию, обрести силу и уверенность. Вы можете помочь ему в этом, купив тележку-ходунки. Она позволит малышу поддерживать себя при передвижении и не падать, если положить в нее что-нибудь тяжелое. Еще необходимо найти место, где ребенок будет учиться с вашей помощью подниматься по лестнице. Запаситесь терпением и позвольте ему неограниченное время практиковаться в своих навыках.

Занятия по системе Марии Монтессори широко применяются во многих детских центрах. Но не обязательно записывать ребёнка в группу раннего развития, чтобы практиковать эти упражнения. Интересные занятия можно устроить и у себя дома.

  1. Моем посуду вместе. Выдайте малышу губку, безопасное моющее средство и небьющуюся посуду - пусть наводит чистоту в своё удовольствие!
  2. Разливаем-вытираем. Возьмите поднос, чашку с водой и тряпку. Вместе с крохой разливайте воду на поднос, а потом вытирайте тряпкой.
  3. Носим воду. Вам понадобится две ёмкости: одна с водой, другая - пустая, и губка. Переносите с помощью губки воду из одной миски в другую.
  4. Рассыпаем-подметаем. Предложите своему чаду высыпать на пол крупу или мелкие бусины, а затем подмести их веником.
  5. Знакомимся с текстурами. Возьмите кусочки самой разной ткани и вместе с ребёнком пощупайте их и обсудите. «Бархат — мягкий, приятный, шерсть — колючая, шёлк — гладкий». Усложнить игру можно, подбирая на ощупь пару к каждому материалу.
  6. Угадываем на ощупь. В мешочек положите разные игрушки или предметы (мячик, карандаш, медвежонок и так далее). Попросите малыша закрыть глаза и доставать по одному предмету, называя их.
  7. Взбиваем пену. Возьмите миску с водой, капните в неё жидкое мыло, шампунь или средство для мытья посуды. Дайте крохе венчик и взбивайте пену!


  8. Подбираем крышки. Нужно взять баночки, флакончики и бутылочки разных размеров, снять с них крышки и перемешать. Задание вашему чаду - подобрать к каждой ёмкости крышку и закрыть.
  9. Покорми игрушку. Возьмите игрушку, например, зайчика, и какое-нибудь угощение, к примеру, морковку или яблоко. С помощью шнурка или пуговицы и петли скрепите игрушку с угощением (чтобы получилось, что зайчик ест).
  10. «Рыбалка». Налейте в банку воды, бросьте в неё разные мелкие предметы: шарики, пуговицы и другие предметы, выдайте карапузу ложку и попросите выловить всех «рыбок».


  11. «Крокодильчики». Вам понадобится коробка и прищепки. Предложите ребёнку сначала цеплять по краю коробки, а затем снимать их.
  12. Шнуровки. Для этой игры подойдут любые предметы с отверстиями и шнурок. Просто нанизываем детали на верёвочку, собираем «бусы».
  13. «Золушка». Перебирайте бисер: смешайте мелкие бусины нескольких цветов и попросите малыша сортировать их по разным коробочкам.
  14. Кормим голодного зверька. Возьмите банку с крышкой или коробку с крышкой. На крышке нарисуйте мордочку какого-то зверька, вырежьте отверстие в форме рта. В него ваш малыш будет кидать бусинки, маленькие мячики, игрушечные продукты или настоящие макароны - он будет «кормить» голодного «друга».


  15. Ищем клад. Наполните тканевые мешочки разными крупами или бобами, внутри спрячьте игрушку или угощение для малыша и попросите его найти клад в мешке.
  16. Пирамида из кастрюль. Возьмите три кастрюли разного размера и попросите ребёнка построить из них пирамиду. Варианты игры такие: подобрать крышки правильного размера или составить кастрюли одна в другую.
  17. Соревнования на «горке». Соорудите два желоба-горки из шланга, коктейльной трубочки или ещё чего-то похожего. Возьмите мелкие бусинки и скатывайте их с «горки». Чья бусинка быстрее скатится? Чтобы увеличить скорость, нужно изменить угол наклона «горки» - может быть, малыш догадается сам?
  18. Тонет - не тонет. Возьмите прозрачный стакан или банку, наполните водой. Подберите разные по весу предметы - из пластика, из металла, деревянные и другие. Пусть кроха бросает их в воду и смотрит: какие утонут, а какие - нет. Комментируйте и поясняйте, почему так происходит.


  19. Самодельная мозаика. Возьмите кусок пенопласта и разноцветные канцелярские кнопки. Предложите ребёнку сделать картину, втыкая кнопки в пенопласт.
  20. Необычное рисование. Насыпьте на поднос муку или манку и предложите своему чаду порисовать пальчиком или кисточкой.
  21. Ищем фасолинки. Насыпьте в глубокий поднос манку, перемешайте её с фасолью. Пусть кроха выбирает фасолинки из манки и складывает в коробочку. Возьмите сито и покажите, как можно просеивать манку, чтобы в сите оставались фасолины.
  22. Оригами. Дайте ребёнку бумагу, пусть он её мнёт, рвёт, складывает, комкает и так далее. А потом из получившихся кусочков и комков вместе доделайте поделку: придумайте, кого напоминают бумажные композиции и закончите их несколькими штрихами.


  23. Тащим груз. Сделайте мешки разного веса - 1-3 кг, привяжите к ним верёвку, пусть малыш тащит их за собой по полу. Так, вы будете развивать его выносливость и крупную моторику.
  24. Забиваем гвозди . Возьмите палочки (их можно собрать на прогулке) и молоток (лучше деревянный). Пусть ребёнок забивает их в пластилин.
  25. Маленький фокусник. Вам понадобится пинцет, форма для льда и мелкие бусины. Разложите бусины в форму, дайте ребёнку пинцет, и пусть он достает их и складывает в коробочку.
  26. Человек-магнит. Выдайте своему чаду большой магнит, разложите разные предметы, пусть кроха пробует их примагнитить, а вы комментируйте: какие предметы притягиваются (металлические), а какие нет - все остальные.
  27. Мамин помощник. Разрешите малышу вместе с вами разбирать посудомоечную машину или выгружать белье из стиральной машины.

Девиз методики Марии Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». Это значит, что взрослым необходимо только создать специальные условия, в которых ребенок сможет самостоятельно познавать окружающий мир, то есть взрослым надо:
создать развивающую среду, предоставив объекты для изучения – специально подобранные игрушки, материалы, инструменты, пособия, мебель и т.д.;
не мешать ребенку самостоятельно приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам об этом попросит.

Как считают специалисты, метод М. Монтессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, узнавать новое – в том объеме, который ребенок в состоянии освоить. Он делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов.

Итак, что нужно для того, чтобы организовать у себя дома развивающую среду по этому методу.

1. Предоставить малышу свободный доступ ко всем игрушкам, пособиям, наборам для творчества. Для этого расположить их на удобной для него высоте.

2. Разрешить ребенку участвовать в жизни семьи:
помогать стирать – в зависимости от возраста, полоскать, складывать белье в тазик, помогать развешивать его или просто стирать рядом в игрушечном тазике кукольную одежду;
помогать на кухне – мыть посуду настоящую или игрушечную, вытирать со стола (можно даже выделить ребенку специальную тряпочку), играть с посудой, с крупой (под присмотром);
помогать убираться – вытирать пыль, подметать, пылесосить, когда игрушечными бытовыми приборами, когда настоящими;
помогать ухаживать за растениями, животными и т.д.

3. По возможности подобрать и расположить все игрушки и пособия по зонам развития – специально отведенным «тематическим» местам в квартире:

Зона практического развития. В ней можно организовать, например, кукольный домик – поставить кукольную мебель, игрушечные бытовые приборы, посуду и т.д.

Зона сенсорного развития. Здесь расположатся игрушки, развивающие органы чувств малыша, например:
музыкальные инструменты и коробочки с разными наполнителями – развиваем слух,
пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши – развиваем глазомер, цветовосприятие,
шитые мячики или мешочки с разными наполнителями, развивающие коврики – развиваем тактильные ощущения,
флакончики, в которых лежат специи, кофе, ватные тампоны с разнообразными отдушками – развиваем обоняние.

Языковая зона развития. В этой зоне можно разместить детскую библиотечку, пособия, с помощью которых вы учитесь читать.

М. Монтессори предложила, например, такие пособия:
Буквы, вырезанные из шершавой бумаги (бархатной или наждачной) и приклеенные на картон, чтобы малыш обводил их и запоминал очертания.
Буквы, вырезанные из крагиса, чтобы с их помощью составлять слова.

Математическая зона развития. В ней можно разместить те же пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши, игры-вставлялки, а также игры Никитиных. То есть такие игрушки, которые учат считать, сравнивать размер, форму, количество и т.д.

Естественнонаучная зона развития. Здесь могут находиться домашние растения и домашние животные, за которыми ухаживает ребенок, всевозможные карты, глобус, игры и пособия по ботанике, зоологии, анатомии, географии и другим естественным наукам. Например, лото «Листья деревьев», часы-календарь «Времена года», календарь наблюдения за природой и др.

Зон развития может быть много, ведь ребенку для общего развития необходимы еще спорт, музыка, творчество, иностранные языки.

4. Как играть.
Предоставьте ребенку самому выбирать, во что играть. Если видите, что малыш не знает, чем заняться, заскучал, предложите ему поиграть вместе, но не навязывайтесь.
Не торопитесь помогать и подсказывать ребенку, если у него не получаются какие-то действия, с задания. Дайте ему возможность справиться самостоятельно – преодоление сложностей развивает характер и интеллект.
Хвалите малыша, когда он справился с заданием, и подбадривайте, если у него не получается.
Если на одну игрушку претендует двое детей, учите их договариваться об очередности.

В Монтессори-садиках и группах действуют такие правила:

«Хочешь работать вместе – договорись об этом».
«Можно наблюдать за работой других, не мешая им».
«После работы приводим материал и рабочее место в порядок».
«Когда трудно, попроси о помощи и поблагодари за нее».

Этими же правила можно ввести и дома. Они обязательны и для детей, и для взрослых. Таким образом воспитывается внутренняя дисциплина, основанная на признании прав другого человека, на уважении к нему и его работе.

Игры по методу Монтессори просты и эффективны. Многие игры-пособия Монтессори рассчитаны на работу детских пальчиков, а развитие мелкой моторики, как известно, напрямую влияет на развитие речи и интеллекта ребенка.

Монтессори-материалы для детей до года
Ребёнку до года необходимо разнообразие сенсорных ощущений. Главная особенность этого возраста – знакомство с многообразием окружающего мира. Поэтому и игрушки ему нужны простые, но функциональные – шуршащие, шумящие, видоизменяющиеся предметы:
- мешочки с наполнением. Ощущения – тактильные и зрительные. Сами мешочки различной фактуры (гладкие и шершавые, из грубой и мягкой, яркой и однотонной ткани, с рисунком и без него) и наполнение разное (крупы, гранулы, фасоль и горох, пенопласт и камушки) – тогда они будут различными по внешнему виду, тактильным ощущениям и весу. Единственное требование к мешочкам – удобство и безопасность для малыша.
- баночки-коробочки с наполнением. Ощущения – слуховые. Ёмкости должны плотно закрываться и не открываться. Основная цель – создать гамму разных звуков. Для этого в разные по размеру и материалу ёмкости (баночки, флаконы, коробочки, бутылочки) насыпают разные наполнители (крупы, песок, гранулы, фасоль, пенопласт, гальку).
- мелкие предметы. Многие родители замечают интерес ребёнка шести-восьми месяцев, а затем полутора-двух лет к мелким предметам. Это вполне естественный интерес, и, если его не пресекать, а развивать, у ребёнка позже будет гораздо меньше сложностей с развитием речи и мелкой моторики – на кончиках пальцев находится множество нервных окончаний, связанных с корой головного мозга. Пусть малыш играет под вашим присмотром с мелкими предметами: игрушками из киндер-сюрпризов, бусинами разных цветов и размеров, фасолью и макаронами, перекладывая их из одной посуды в другую.
Пальцевый захват (двумя и тремя пальцами, а не горстью) развивается у малышей именно в процессе таких занятий, и очень поможет в подготовке руки к письму и рукоделию. Детям до года интересны именно свойства предметов, а не результат действий с ними, поэтому действие с предметом должно быть простым и нацеленным именно на его исследование, а не на завершённый цикл. И ещё одна деталь: помните о том, что предметы и игрушки могут быть брошены в вас или на пол, могут быть покусаны и пожёваны ребёнком, а потому должны быть достаточно лёгкими и безопасными для вас, малыша и окружающей обстановки.

Система Монтессори для детей от года до двух
Годовалый ребёнок, а особенно по достижению 1,5-2 лет, уже нацеливается на правильную последовательность в любой работе, подражая взрослым и сверстникам: он понимает, что определённая последовательность действий приводит к определённому результату. Он уже более самостоятелен, способен концентрировать внимание на процессе работы, завершать несложный цикл действий и добиваться результата для похвалы от окружающих. Главная особенность этого возраста – познание особенностей окружающего мира на собственном опыте, и монтессори-материалы должны соответствовать способностям ребенка.
В развитии этих малышей помогут следующие занятия по системе Монтессори:
- «Сундучок с секретами». Возьмите большую коробку, в неё соберите все ненужные вам баночки, флаконы, коробочки с крышками. В каждый из них положите подходящий по размеру сюрприз – мелкую игрушку или предмет. Так ребёнок удовлетворит свой интерес к открыванию различных ёмкостей и разовьёт пальчики и кисти.
- «Кормление». Возьмите ненужную пластиковую игрушку (хорошо, если это будет фигура животного) с полым корпусом и прорежьте в районе рта небольшое отверстие – чуть больше диаметра пальца ребёнка (чтобы пальчики не застревали). Тренажёр готов – можете кормить питомца небольшими предметами – фасолью или макаронами – их достаточно сложно взять пальцами, и ещё сложнее просунуть в маленькое отверстие. По мере умения ребёнка питомца можно заменить другим – с более маленьким ртом, и кормить его более мелкими предметами – горохом или бусинками. Это занятие тренирует не только мелкую моторику малыша, но и глазомер, и внимание, и терпение.
- «Сенсорный таз». В большую миску или тазик насыпьте несколько видов круп, макарон, в глубину спрячьте несколько предметов (мелких игрушек или брелоков, ракушек, шишек, каштанов и пр.). Этот тазик будет любимой игрушкой ребёнка 9-15 месяцев. Правда, делать это лучше всего на кухне – там, где легче производить уборку. И первое время нужно учить малыша играть аккуратно – не разбрасывать, а перебирать содержимое, и научить его убирать за собой крупы с помощью щётки и совка.
- «Игры с крупами». Пересыпание круп (предпочтительнее гороха, мелких бобов) из одной емкости в другую с помощью ложки обязательно увлечет вашего малыша. Интересным является процесс засыпания крупы в обычную игрушечную мельницу, это лучше делать в большом тазу.
- «Банка с шариками». Возьмите банку или любую закрытую ёмкость с отверстием в крышке. Задача простая – просовывать в отверстие подходящие по размеру предметы (это могут быть шарики, резиновые ёжики, каштаны, жёлуди), отверстие должно быть чуть меньше самого предмета, для того, чтобы ребенку необходимо было приложить усилие, просовывая предмет в банку. Для усложнения подойдёт обычная копилка с крупными и мелкими монетами. Помимо копилки можно сделать прорези в крышке банки под монеты разного диаметра, или в одной крышке несколько отверстий под различным углом.
- Резание. Дети 14-15 месяцев уже вполне способны резать ножницами, если их этому научить. Особенность в том, что учить резать их нужно обеими руками – так легче действовать и понять способ действий. Малышу несколько раз показывают, как открыть и закрыть ножницы, затем взрослый держит узкую полосу бумаги, а ребёнок разрезает её. Малышам полутора лет это удаётся со второго-третьего раза, и им это очень интересно – своими руками делить неделимое целое на части.
- Пальчиковые краски. Поскольку многие дети отрицательно относятся к краске на руках, лучше использовать тычки – скрученные рулончиком полоски поролона, перевязанные ниткой – и удобно и интересно.

- Пластилин. Попробуйте вместе с малышом слепить простые фигуры животных, фруктов, овощей, научите его катать шарики из пластилина между ладошками, используйте подручные средства для создания законченного образа (спички, палочки от листиков, яблок, груш). Обязательно показывайте ребенку образец, например, можно взять простую игрушку и, глядя на нее, лепить из пластилина задуманное.
- Водные игры. Понадобится поднос, различные чашки и кувшины, тазики, мисочки. Можно переливать воду из одной емкости в другую, учиться наливать воду через воронку в баночку, очень увлекает детей производство пены из мыльного раствора с помощью маленького венчика. Еще один интересный процесс - это отжимание небольших кусочков губок для посуды с помощью чеснокодавки. Так же не оставляет равнодушными извлечение предметов со дна тазика, наполненного водой, это могут быть, например, ракушки или камешки.
- Аппликации. Нарисуйте на бумаге предварительно основу для будущего шедевра (или распечатайте на принтере), подготовьте заранее то, что ребенку предстоит приклеивать. Вместе с малышом нанесите клей на бумагу, помогите ему прилепить задуманное и вместе внимательно рассмотрите оригинал и получившееся творение.

Занятия по системе Монтессори ребятишек 2-3 лет
Дети 2-3 лет уже способны работать самостоятельно при небольшом участии взрослого, если потребуется. Они тянутся к коллективу ровесников, легко учатся друг у друга и копируют действия взрослых. Двухлеткам нравится процесс работы и обучения, поскольку он приводит к результату. Они уже понимают, что нужно и можно чему-то учиться, и им это нравится. Главная особенность этого возраста – творчество, изменение мира собственными силами.
- Конструирование. Предоставьте детям многофункциональные предметы: камушки, деревянные брусочки, ткань, солому, верёвочки, – и они начнут творить. Такие монтессори-материалы дают простор для творчества, готовят к ролевым играм, и при этом не ограничивают мышления ребёнка, что очень важно.
- Разрезные картинки. Это ещё не паззлы, но похоже. Разрежьте картинку/открытку пополам, и покажите ребёнку, как можно её собрать. Одновременно малышу можно дать две-три картинки, разрезанных пополам, если он понял способ действия. Затем эти же или другие картинки можно разрезать на три-четыре части и снова собирать.
- Предметы определённых групп. Разложите по корзинкам или коробочкам предметы и игрушки разных групп: домашние и дикие животные, ряд предметов от большого к маленькому, от узкого к широкому, от длинного к короткому, фрукты и овощи, предметы быта. Это могут быть сами предметы, их фигурки или карточки, объединённые общим признаком: цвет, форма, размер, способ, количество и пр. Такие занятия по системе Монтессори развивают умение систематизировать, функции анализа и синтеза, мышление и речь.

Наблюдайте за своим ребёнком – что ему нравится, что не получается? На основе этих наблюдений и была создана система Монтессори. На основе своих наблюдений с использованием предлагаемых монтессори-материалов вы можете создать развивающую среду для собственного ребёнка.