Дочери холодных матерей. Выбор не тех мужчин. Психолог об эмоционально холодных семьях и детских травмах, которые мы несем во взрослую жизнь Психолог, программный директор Школы Осознанного Развития Елена Рагозина рассказала нам о том, кто становится хол




Яркая, деятельная, харизматичная, стремящаяся к славе и власти личность, разбивающая сердца и бьющая тарелки. Окружающие называют ее истеричкой, а на самом деле она - маленькая девочка, нуждающаяся в заботе и поддержке, не умеющая выразить свои потребности и душевные переживания. Такой тип личности психологи связывают с мифической героиней...

Психолог рассказала, что делать, если девочки бьют посуду и резко меняют поведение.

Яркая, деятельная, харизматичная, стремящаяся к славе и власти личность, разбивающая сердца и бьющая тарелки. Окружающие называют ее истеричкой, а на самом деле она - маленькая девочка, нуждающаяся в заботе и поддержке, не умеющая выразить свои потребности и душевные переживания. Такой тип личности психологи связывают с мифической героиней Кассандрой - непонятой и неуслышанной. Почему становятся истеричками, как им жить и при чем здесь Кассандра, рассказывает психотерапевт Злата Заньковская.

Кассандра - персонаж древнегреческой мифологии, типичный пример девочки, воспитанный «холодной» матерью. Американский психолог Лори Лейтон Шапира писала: «У девочки возникает впечатление, что жизнь не может протекать так, как хочет она, а только так, как хочет мать. В представлении ребенка реальность не заслуживает доверия». Почему? Потому что мама для ребенка - это первая и до определенного возраста единственная реальность. Если мама проявляла свою холодность в раннем детстве (не брала на руки, не давала грудь, не ласкала) в сознании малышки крепнет мысль: мир мне ничего не даст просто так. Я могу жить только в том случае, если буду удобной, такой, как хочет меня видеть мама, а значит - и мир.

Из-за отсутствия одобрения со стороны матери девочка с детства приучается прятать глубоко в душе свое истинные чувства и скрывать свой мир. Пряча истинную себя, она тут же начинает чувствовать себя виноватой. Таким образом, зарождаются комплекс вины и аутоагрессия, а единственным способом предъявить себя становится истерия. Почему так поступает с девочкой мать? Да потому, что с ней обращались точно так же. Так размножаются «ледышки» - страстные, но не принимающие свою страсть, способные на многое, но не понимающее этого. Девочки - жертвы нелюбви.

Кокетливая, стремящаяся привлечь внимание разными способами. Притом не только броским макияжем или откровенным нарядом: нарочитая, как бы выставленная напоказ скромность, - тоже снаряд из арсенала истерических женщин.

ДВИЖЕНИЕ

Истеричка находится в постоянном движении. Она умудряется двигаться даже лежа. В этом выражается ее попытка контролировать все.

ШАГ К СТРАХУ

Делать то, чего боюсь - одно из проявлений истерического типа личности. Если истерическая женщина боится своей некрасивой внешности, она начинает активно выставлять ее; если боится сексуальности, то демонстрирует ее.

ПРОТИВОРЕЧИЯ

Истеричка - это общительность и отстраненность, сострадательность и эгоистичность, болтливость и скрытность в одном флаконе.

ЖЕНСТВЕННОСТЬ - ЭТО СТРАШНО

Истерической женщине очень сложно принять свою женственность. В ней она чувствует опасность для себя, за которой стоит ряд страхов - например, страх нежелательной беременности, зависимости от мужчины и прочее.

Чувства истеричек очень сильные. Они их не боятся: они ими живут. Как истеричка выражает агрессию? Кричит, машет руками, метает ножи, бьет тарелки. А через несколько минут плачет, просит прощения, искренне смеется. И будьте уверены: даже внутри уже не чувствует гнева. У нее уже все прошло.

ПЕЧАЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ

ПУСТОТА. В результате холодного отношения мам к дочкам складывается родовой сценарий, который передается по женской линии. Часто в таких семьях девочки начинают чувствовать себя мамами своих мам, пытаются дать им защиту, а это непосильный груз для детской психики. Малышка должна получать много любви и заботы, в противном случае у нее внутри образуется пустота. Не находя любви и поддержки у матери, девочка начинает искать их в социуме и выбирает мужской сценарий своей жизни.

ИЛЛЮЗИЯ. С детских лет Кассандра ищет внимания и поддержки мужчин, вознося на пьедестал отца, умудряясь одновременно любить и ненавидеть, подчиняться, чувствовать себя жертвой и стремиться к свободе. Ведь с одной стороны вместе с родовым сценарием девочке передалась подозрительность и тревога по отношению к мужчинам, а с другой она хочет быть для отца лучшей женщиной, чем мама. Ей хочется чувствовать от него заботу и в тоже время превратиться в активного мальчика, чтобы стать папиным любимцем. Повзрослев, она ищет мужа, который будет похож на отца, но даст то, чего не дала мать. Притом заботливый и милый ей неинтересен, а вот отвергающий и холодный - то, что нужно. Зачем он ей? Чтобы не потерять иллюзию свободы. Женщина с комплексом Кассандры предрасположена к жертвенному поведению и провоцирует своего мужчину быть рядом с ней черствым, бездушным, жестким и жестоким. На самом деле она отображает материнское представление о мужчине, которое вербально и невербально передается дочери в процессе воспитания. Горькая правда в том, что даже самый чуткий и заботливый мужчина рядом с Кассандрой превращается в бездушного монстра.

Они не плетут косички своим дочерям и не расчесывают длинные волосы им по вечерам, заплетая в них звезды вечерних сказок.

"Что будет холоднее - физический труп меня или моя эмоциональная холодность? "

Это был последний аргумент в ее голове, чтобы оставаться презренно спокойной, покрытой изморозью холода пустоты. Той безмерной, обволакивающей и растворяющей внутри пустоты, которая нередко возникала почему-то именно вечером или ночью и была очень знакома. Так в детстве были пусты глаза собственной ее матери, когда будучи ребенком, пытаясь не заслужить, а всего лишь маленько получить тепла, она рисовала черной гуашью деревья тонкой кисточкой и галочками птиц на голубом фоне альбомного листов, заранее подготовленных воспитателями.

Восторженного блеска глаз матери не было, ее мысли всегда оказывались где-то не здесь и далеко не сейчас.

"Смотри как красиво,"- последняя попытка привлечь мать.

"И что такого? Одевайся быстрее, нам еще забирать твоего младшего брата".

И холод заливался с ног, иногда задерживаясь на коленях и на животе. Как холодная вода в реке - она потом сравнивала этот холод. Очень похоже. И также опускаешься медленно в реку холода. Легкая дрожь еще дает знать что тело живое - но вот мгновение и она уже замерзла. И стала одновременно согрета привичным холодом. А потом когда кто-то бросал взгляд отчуждения, неудачную шутку или колкое замечание, знакомый холод снова заполнял тело. Иногда она сама умела вызвать этот анастетик и становилось не больно, правда иногда могла пойти судорога по ногам, но было знакомо холодно.

И всеобъемлющая жадность до недоступного и такого близкого и одновременно далекого при взгляде на обнимающую мать ребенка - другой девочки из группы и чувство вины за фантазию таких же встреч.

Чувство вины осталось тонким сланцевым пластом в подсознании и лишь слегка прорывалось когда за принятие вдруг не надо было ничем платить и это было неожиданно искренне и тепло.

И дома ждал холодный чайник, холодные тапочки. А потом она заметила - что тапочки могут греть, если их положить на батарею перед тем как уходить из дому. Но мама сказала, что это не пойдет. И вообще это не эстетично.

Еще подростая, она научилась греться сигаретой, пока делаешь затяжку дыма.

А еще ей стало легко, когда брали кровь на анализ. Если хорошенько подумать, что тело замерзло, то иголка совсем не чувствовалась. Зато какие теплые глаза у медсестры и докторов. Так она научилась болеть, когда хотелось тепла. Приходилось платить частями в теле, но она не могла остановиться.

Она вернулась к своим размышлениям про сравнение холода тела и души, но пустота, анестезия для жизни уже покрывала ее всю. Замерзали кончики пальцев на ногах, потом колени, бедра и вот уже живот - пустой, там пусто, холодно и ничего нет, а значит не больно и можно жить. Жить как обычно - оболочкой, высказывая необходимое к месту и времени и чутко контролируя реакцию окружающих.

И собственная дочь вот она бежит и несет очередную каляку на листе и просит, просит. Чего она просит, чего ей надо? Ну и как мне реагировать, - вопросы как топоры рубили ее оболочку, но чем больше она плавала в них, тем быстрее протекал миг и дочь видела тот же пустой, растерянный взгляд стеклянных глаз собственной матери. И сама растерялась - а вообще надо ли? - а вообще это разве и правда интересно, что Я там накалякала? и пласт вины уже переходит к дочери.

Женщина, которую не любили, которую не любят, кроме выживательной оболочки и холодной анестезии холода в душе с пластом вины передает дочери этот порочно замкнутый круг спирали поколений как неудачный способ попытки начать жить и чувствовать.

Они не плетут косички своим дочерям и не расчесывают длинные волосы им по вечерам, заплетая в них звезды вечерних сказок. Они жестко держат сомкнутые губы и сжимают челюсти, возможно от того, чтобы самим не расплакаться, а потом уже как привычка быть жесткой. Именно губы выдают их холод. Холодная ниточка бледного цвета или наоборот - напыщенно тщательно подведенная пара алых лепестков на резком белом фоне лица. А еще руки. Руки с цепкими когтями и отвернутый в сторону мизинец тоже смотрит в никуда...

Они - первые бегают по психоаналитикам с запросами неприспособленности своих дочерей, если такие найдутся, по-большинству же так и оставаясь наедине со своей пустотой и холодом в душе. опубликовано

Итак, "холодная мать" или "фарфоровая кукла" - это явление, которое постигло многих из нас из нас, детей постсоветского пространства.
Холодное мать - это та женщина, которая отлично выполняет материнские функции, дает ребёнку определённого рода заботу и внимание, занимается с ним но при этом не дает эмоционального контакта.
Вроде бы всё хорошо, но чего-то не хватает: и мама прекрасно справляется со своими функциями, и ведёт себя как настоящая мать, но истинного тепла от неё не исходит.
Увы, это проблема очень многих девочек. Многие из нас выросли с такими матерями. И это Имеет огромное влияние на нашу взрослую жизнь.
Первое что здесь нужно понять:
мама так себя вела не потому что она вас не любила, она так себя вела потому что, таким образом её научили совладать с её болью.
Так она справлялась со своими неотреагированными чувствами, очень часто матери себя так ведут, когда бессознательно очень боятся потерять своего ребёнка, просто боятся открыть свои чувства во избежании боли. В итоге ребёнок вырастает закрытым до чувств;

  • ему сложно выстроить отношения;
  • ему все время не хватает любви;
  • он ищет поддержки во всех, кроме себя, ему нужно постоянное одобрение;
  • он ищет в партнёре, свою маму, из-за этого могут быть проблемы в построении личной жизни.

Такие детки часто задвигают свои интересы и спешат на помощь другим, они зависимы от мнения окружающих, им сложно опираться на свое мнение. .
Не стоит отчаиваться, все поправимо и меняется наше мироощущение, тогда когда мы меняем отношение к нашим мамам. .
Наша главная задача простить и принять, как бы это банально не звучало, только таким образом Мы сможем дать место в своем сердце своей маме и стать любимым ребёнком.
Тогда нам не нужно будет искать в окружающих родителей и мы сможем выстраивать гармоничные отношения.

Десять родительских ошибок Лепешова Евгения

Эмоциональная холодность родителей: «Он и так знает, что я его люблю» / «Зачем эти нежности?»

«Что такое отсутствие тепла, я знаю не понаслышке. Это когда чувство долга есть, а любви… Ну нет ее, любви, где ж ее взять?! Кормят, одевают, в пионерлагерь на море отправляют, чего ж еще?». Увы, бывает и так, что любви, действительно, нет. Но все-таки это не такой частый случай. Чаще дети за эмоциональной холодностью родителей просто не могут увидеть и различить этой любви. Это мы, взрослые, можем рассуждать о том, что любовь - в поступках. Дети же читают любовь через ее проявления: объятия, поцелуи, улыбки и теплые слова.

Не во всех семьях эти проявления есть. Почему так получается?

Во-первых, нередко срабатывает стереотип, который родители принесли от своих мамы и папы, когда считается, что выражать теплые чувства друг к другу - это нечто не вполне приличное, да и просто «не принято». Необязательно это вариант какого-то семейного неблагополучия. Ведь аналогично может быть не принято выражать и негативные чувства друг к другу. Просто это модель семьи, где сдержанность становится одним из главных достоинств. В ней может царить вежливость, доброжелательность, но общение будет достаточно формальным.

В другом варианте такая холодность обусловлена личностными особенностями самих родителей. Прежде всего, - типом темперамента. Мама или папа флегматичного типа замкнуты, сами по себе сдержаны и не испытывают бурных эмоций. Соответственно, они не нуждаются в особых проявлениях любви и могут не давать этого и своим детям («Не люблю я эти телячьи нежности!»). Чуть повзрослев, дети таких неэмоциональных родителей обычно понимают это не отсутствие любви. Однако в раннем возрасте все же часто терзаются сомнениями: «Я помню, что все раннее детство по несколько раз на дню допытывалась у своей мамы, любит ли она меня. Мама каждый раз уверенно отвечала „Конечно, люблю“, но на следующий день мне опять хотелось задать ей тот же вопрос».

Повзрослевшим детям, обиженным на маму / папу за недостаток тепла в детстве, стоит осознать, что это могло быть связано и с серьезными проблемами у них самих. Различные психологические травмы могут привести к тому, что человек избегает любого контакта с другими людьми, особенно телесного.

Отдельно стоит сказать именно о ласках. Бытует мнение, что ребенок очень нуждается именно в телесном контакте с матерью. Кто-то даже подсчитал, какое количество объятий и поцелуев необходимо ребенку в день. Пожалуй, это правило абсолютно справедливо только касательно детей в возрасте до года. Младенцы, не разделяющие пока себя и мать, в самом деле, остро нуждаются именно в телесном контакте. У детей постарше такая потребность может быть выражена уже очень индивидуально: кому-то по-прежнему требуется много прикосновений, кому-то важнее слышать теплые слова, а кому-то почаще видеть улыбку матери или отца. Поэтому, прежде всего, мы говорим об эмоциональном контакте. Все остальное - лишь способы его поддержания.

Иногда родители объясняют недостаток общения с ребенком собственной занятостью. Особенно часто это можно услышать от отцов. Чаще всего, за этим все же кроются другие, внутренние, причины. Та же неуверенность в себе как в родителе, закрытость и другие, о которых речь шла выше. На одной из встреч отцов один из участников выразил эту мысль довольно интересно. «Вот мы все говорим о недостатке времени. А вы уверены, - сказал он, обращаясь к другим участникам, - что если бы в сутках появилась еще пара лишних часов, вы посвятили бы их ребенку, а не очередному рабочему проекту?»

Очень важно помнить о том, что ребенку эмоциональное общение с родителями (а особенно с мамой) необходимо, как способ почувствовать себя в безопасности, как способ сформировать устойчивое положительное самоотношение («раз мне показывают любовь, значит, я ее достоин, я хороший»). Кроме того, это необходимо и для развития личности: интерес близкого взрослого к эмоциям ребенка помогает осознать и почувствовать их ценность. Это же и путь для развития эмпатии, то есть умения сопереживать другому, делиться чувствами и мыслями с другим человеком.

Не получая достаточного количества проявлений любви в свой адрес, ребенок может стараться всеми силами заслужить ее, при неудаче же, наоборот, - провоцировать на раздражение или страх за его жизнь. Лишь бы не видеть безразличия к себе, ребенок постоянно будет стремиться подтверждать свою значимость в жизни родителей.

Закончить эту мысль хочется рассказом одной мамы. «Я с болью вспоминаю, как моя дочка, когда ей было два года, всеми путями требовала моего внимания. Я же была настолько занята собственными проблемами, делами и чувствами, что никак не могла „включиться“ в общение с ребенком. Я выполняла все свои формальные обязанности по уходу за ней и очень злилась, что она хочет от меня чего-то еще. Я укладывала ее спать, физически сидя рядом, а реально витая в своих мыслях, и все никак не могла понять, почему она не может меня отпустить от себя, пока один мудрый человек не сказал мне довольно жестко, что я взрослый человек, я мать. А значит, просто обязана взять себя в руки и хоть на полчаса в день полностью отключиться от своих проблем, чтобы пообщаться с ребенком. Оказалось, что дочке, и правда, нужно не так много - лишь мое искреннее внимание и тепло».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Глава 4 Эмоциональная устойчивость Создание надежных уз между родителями и детьми позволит им во взрослой жизни опереться на прочный фундамент Во всяком деле самое главное – это начало, в особенности если это касается чего-то юного и нежного. Платон. Государство. Книга

Из книги Отцы + дети [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги Времена Антона. Судьба и педагогика А.С. Макаренко. Свободные размышления автора Фонотов Михаил Саввич

«Я страстно люблю детей»… Да, Макаренко работал в ВЧК-НКВД. Да, он работал у Дзержинского. А кто он, Феликс Дзержинский? Железный человек, не знающий жалости и сострадания? Кровожадный нарком, будто сорвавшийся с цепи? Упивающийся чужими страданиями террорист? О нем много

Из книги Приключения другого мальчика. Аутизм и не только автора Заварзина-Мэмми Елизавета

Из книги Знаю, могу, делаю. Как лучше узнать своего ребенка и вырастить полноценную личность автора Александрова Наталья Федоровна

Эмоциональная и социальная сферы Для дошкольного периода развития характерны в целом спокойный эмоциональный фон, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни

Из книги Гиперактивный ребенок – это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему автора Кругляк Лев

Что знает ваш ребенок о СДВГ Следующее, что следует вам сделать, помочь ребенку понять себя, если это еще не сделал врач. Ему необходимо знание о болезни, точно так же, как и вам, людям, воспитывающим его. Некоторые из них уже в нежном возрасте знают, что они отличаются от

Из книги Философские рассказы для детей от шести до шестидесяти лет автора Тарасов Владимир Константинович

Эмоциональная беседа Когда ребенок маленький, Легко им управлять – Его в игру любую Ты сможешь обыграть! А если лень возиться И в игры с ним играть, То резкими словами Заставишь замолчать! Но знай, настанет время – Придет ребенка час – Он резкими словами Молчать

Из книги Сказки для всей семьи [Арт-педагогика на практике] автора Валиев Саид

Хочу и люблю – Буся, ну поиграй со мной немного! – в который раз запричитала Умничка.– Мне некогда, – отвечала в который раз Бабушка, неторопливо вытирая пыль с подоконника.– Ага, а если я тебя попрошу пуговицы научить пришивать, значит, время есть, – уличила внучка

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

Зачем это нужно? Инструкторы по динамической гимнастике и занимающиеся ею родители считают, что главная цель этих упражнений - раскрыть заложенный в детском организме потенциал, дать возможность природе реализовать свои эволюционные программы, повлиять на сроки, в

Из книги Библейские рассказы автора Шалаева Галина Петровна

Социально-эмоциональная сфера Умение общаться с другими людьми, взаимодействовать в коллективе, устанавливать отношения формируется в процессе игр с куклами и игрушечными животными. Также очень полезны для этого наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин и так

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

Из книги Педагогические притчи (сборник) автора Амонашвили Шалва Александрович

Из книги До трех еще рано автора Биддалф Стив

Зачем? – Зачем глаза?– Чтобы радоваться людям.– Зачем уши?– Чтобы услышать зов.– Зачем сердце?– Чтобы хранить сокровенное.– Зачем голова?– Чтобы мыслить о благе.– Зачем руки?– Чтобы нести живительную влагу.– Зачем ноги?– Чтобы успеть к страждущему.– Зачем

Из книги Мать и дитя. Первый год вместе. Путь к обретению телесной и душевной близости автора Оксанен Екатерина

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Из книги автора

«Онажемать» все знает лучше всех «Онажематери» могут целыми днями изучать всевозможные новинки для детей, ходить на тематические выставки, слушать разных специалистов. Кажется, что действительно все делается только во благо ребенка. Однако каждая медаль имеет две

Отношения между матерью и дочерью нередко оказываются одними из наиболее болезненных, и об этом уже всерьез говорят многие психологи и исследователи. Дело в том, что для успешного функционирования взрослого человека в обществе ребенок должен получить от родителя достаточное количество любви. Однако по многим причинам девочки растут в дефиците внимания и заботы от матерей. Иногда родительницы предпочитают больше думать о сыновьях; иногда - видят в ребенке "конкурентку". Причины могут быть разными, однако результаты эмоциональной холодности неизбежно сказываются на развитии будущих женщин.

Почему для девочек важна материнская любовь?

В целом, она нужна для детей обоих полов. И мальчики, и девочки должны получать от родителей внимание и заботу. В будущем это позволяет им успешно строить отношения с другими людьми, заботиться о самих себе таким же образом. Но, как уже было сказано, девочки в этом плане нередко "отодвигаются" матерями на второй план. Если по каким-то причинам у ребенка не было подобного опыта, то он может оказаться в постоянном замкнутом кругу поиска источника любви вне себя. В будущем такая женщина будет искать способы самоутверждения и получения внимания где угодно, но только не в кругу возможностей собственного "Я".

Отношения с матерью являются как бы будущим барометром для всех последующих взаимоотношений - с самим собой, друзьями, коллегами, детьми. Родительская любовь в будущем помогает формировать:

    Самоидентификацию, ощущение собственного "Я". Умение понимать свои потребности, желания, их приемлемость и уместность.

    Самооценку, уверенность в себе. Женственность, привлекательность для противоположного пола.

    Способность заботиться о себе.

    Умение соответствовать определенной социальной роли.

Отрицательные последствия эмоциональной холодности матери

Напряженность в отношениях с матерью является одним из основных факторов, нередко приводящих всевозможным физическим, эмоциональным, психологическим нарушениям. Проявляться они могут в форме депрессий, тревожности, расстройств пищевого поведения, плохой самооценки (нередко дочери таких матерей говорят о том, что у них самооценка "в принципе отсутствует"). А также могут иметь место и многочисленные проблемы иного плана:

    Слишком высокие, нереалистичные ожидания от себя самой и от других людей. Нередко такое случается в тех случаях, когда мать требует от дочери слишком многого, или пытается посредством ее осуществить собственные мечты.

    Уже взрослая женщина может страдать от постоянных навязчивых мыслей, получивших общее название "внутреннего критика". Матери нередко слишком сильно контролируют или критикуют дочерей, и именно это приводит к формированию подобного нарушения личности.

    Отсутствие самоуважения, чувства собственного достоинства, сострадания к себе и уверенности в себе. Так как матери самой не хватало этого чувства, то и дочери она дать ничего не смогла.

    Постоянное желание угождать другим и заботиться о них в ущерб себе.

    Неумение удовлетворять свои потребности.

    Стремление преуменьшить собственную красоту, интеллект, достижения.

  • Серьезные проблемы в личных отношениях. Неумение построить нормальной связи с мужчиной - даже если на его месте оказывается любящий и понимающий человек.
  • Опыт австралийского психолога: внешние симптомы, глубокие причины

    Вот что рассказывает психолог из Сиднея Джоди Гейл: "В течение 15 лет я занималась проблемами эмоциональной и духовной жизни женщин. Очень часто ко мне приходили девушки, страдавшие от таких симптомов, как расстройства пищевого поведения, или же трудности во взаимоотношениях. Конечно же, теперешние их проблемы можно облегчить. Однако в таких случаях очень длительное время должно посвящаться тому, чтобы женщина психологически отделилась от матери (а также от отца и других значимых для нее личностей)".

    "Нередко это занимает очень много времени, и требует больших усилий от клиентки. Женщина начинает задумываться о том, кем она является в действительности, каково ее место в обществе и так далее. От нее нередко требуются очень большие эмоциональные вложения. В процессе психотерапии она избавляется от тех ложных установок, которые годами в ней формировались. В итоге клиентка принимает тот факт, что мать нельзя изменить. От нее не получится добиться любви и понимания, как бы этого ни хотелось. Взрослая дочь принимает родительницу такой, какая она есть, и отделяется от нее психологически".

    "Комплекс мертвой матери" Андре Грина

    Феномен такого рода отношений впервые был выделен теоретиком психоанализа Андре Грином. Исследователь назвал его "комплексом мертвой матери". Смысл, конечно же, не в том, что умирает или отсутствует сама родительница; она "мертва" для дочери психологически, так как постоянно для нее недоступна. В свою очередь, у этого тоже есть причины - проблемы в браке, гибель близких, депрессия. Грин полагает, что "мертвая мать" играет ключевую роль в развитии психики ребенка. Уже в младенческом возрасте малыш получает от родительницы импульсы агрессии, гнева, тревоги. Ребенок сам оказывается в водовороте этих переживаний с первых месяцев жизни. Хорошо, когда мать осознает собственные враждебные побуждения. Тогда, по крайней мере, малыш "случайно" не оказывается в опасности: не падает "ненароком" с кроватки; мать не ударяет его, когда "совсем не хотела" и так далее.

    Можно ли наладить отношения?

    Как и в любом типе коммуникации, в связке "мать - дочь" ответственность несут обе стороны. Каждая из них должна работать над собой и над отношениями (если есть желание их сохранять). Когда связь становится слишком токсичной, наполненной негативными эмоциями, рекомендуется обратиться к грамотному специалисту. Терапия помогает дочери отделиться от матери, хотя это, как уже говорилось - достаточно болезненный процесс.

    Матерям психологи советуют:

      Проявлять заботу и сочувствие по отношению к дочери, а не критику. Не бояться показаться слишком уязвимыми.

      Не избегать обсуждения болезненных вопросов. Это может создать ощущение изолированности друг от друга.

      Стараться слушать дочь, спрашивать о том, чего бы она хотела от вас.

      Ценить ее независимость, ощущение собственного достоинства.

      Вырабатывать чувство собственного достоинства у себя. Не полагаться на дочь в удовлетворении личных потребностей.

      Постараться как можно лучше узнать саму себя.

      Найти хорошего психотерапевта, помогающего разобраться в вашей личной истории. Отношения между психологом и клиентом становятся образцом того, какой должна быть связь в ситуации принятия и сострадания.

      Постараться быть благодарной за те положительные моменты, которые были усвоены от матери.

      Проанализировать те негативные вещи, источником которых стала родительница. Практиковать сострадание к себе, а со временем - и сочувствие к матери (ведь ей, скорее всего, также пришлось пострадать, иначе ее отношение могло быть иным).

    Что еще может сделать дочь для себя?

    Одна из главных задач взрослых женщин, которые росли в семьях с холодными и отстраненными родительницами, состоит в том, чтобы наладить мир в своей душе между той частью, которую они принимают в себе, и той, что отвергают. Задача заключается в том, чтобы полюбить себя - даже те проявления своей личности, которые вызывают неприятие. Как правило, происходит это в процессе психотерапии, так как именно терапевт становится образцом здоровых человеческих отношений. Когда дочь исцеляется, то связь с матерью перестает приносить ей столь сильную боль и страдания, хотя и сама мать не меняется при этом.