Развлечение по эмоциональной лексике в детском саду. Формирование эмоциональной лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи iii уровня. Министерство образования Республики Башкортостан




Формирование эмоциональной лексики, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом и состоящей из слов – оценок. Совершенствование грамматического строя речи. Расширение и активизация словаря по теме «Игра».

Оборудование : магнитная доска, набор пиктограмм, карточки персонажей с различными настроениями, корона, мяч, письмо, магнитофон, картина «Принцесса Несмеяна», разноцветные домики, карточки с заданиями, картинки с различными эмоциональными состояниями.

Ход работы.

  1. Орг. Момент.

Один, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

Каждый день по утрам делаем зарядку.

Мы сначала будем хлопать,

А затем мы будем топать.

А сейчас мы повернёмся

И все вместе улыбнёмся!

  1. Основная часть.

Дети: Да!

Логопед: А хотите оказаться в сказке и путешествовать по волшебной Стране Настроений? (Дети соглашаются идти в путешествие).

Хлопну, топну, повернусь,

В сказке тотчас окажусь.

Фея:

Вот и в сказке мы, друзья!

Фея Настроенья я.

В моей стране не скучно,

Встретят вас радушно!

А вам я предлагаю выбрать себе настроение, надеть маску и произнести фразу «Пойдём играть» с настроением вашей маски.

Игра «Рассели по домикам».

Фея: Вот и оказались мы в Стране Настроений и начинается наше путешествие. Первая остановка «Домики». Все жители этой Страны живут в разноцветных домиках. А какие где догадайтесь сами, потому что все персонажи перепутались и поссорились. Ребята, давайте им поможем. Надо в соответствии с эмоциями расселить персонажей по домикам. Отвечаем вот так: «Красная шапочка живёт в красном домике, потому что у неё радостное настроение».

Фея: Вы помогли персонажам и наше путешествие по Стране Настроений продолжается.

Игра: «Подбор слов – антонимов».

Логопед: Ребята, а вы любите играть? И ваше любимое занятие – игра. А какая бывает игра? Давайте поиграем с мячом. Вы мне будете называть слово с противоположным значением и катить мячик обратно.

Игра смешная - …печальная

Игра грустная - …весёлая.

Игра шумная - … тихая.

Игра спокойная - …подвижная.

Игра старая - …новая.

Игра взрослая - …детская.

Игра напольная - …настольная.

Игра: «Доскажи словечко».(Падежные конструкции)

Фея: А теперь закончите предложение словом игра, изменяя его правильно.

Знают взрослые и дети,

Что для школьников важна

В детском возрасте …(игра)

Вялы мы, скучны, грустны

Без интереснейшей …(игры)

А развиваемся вполне

Мы благодаря …(игре)

Я всегда себе найду очень умную …(игру)

Мамы, папы, ждут ребят,

Придя с работы в детский сад.

Но мы не хотим идти домой –

Так увлечены …(игрой)

Спать ложимся в темноте,

Сны нам снятся об …(игре)

Игра «Собери колобок».

Фея: Ребята, а какие настольные игры вы знаете? Я предлагаю вам поиграть в пазлы. Это сказочный персонаж с различными настроениями, а какой вы узнаете, когда соберёте.

Игра «Семейка слов». (образование родственных слов)

Фея: А теперь попробуем найти «Семейку слов» к слову ИГРА.

Логопед: (показывает настольную игру) Что это?(Игра)

Чем мы обычно играем?(игрушками)

Как называется человек, который играет?(игрок)

Как называется хранилище игр? (игротека)

Если команда выиграла, то у неё?(выигрыш)

А если проиграла, то …(проигрыш)

Тигрёнок игрушка, какой? (игрушечный)

Комната для игр, какая? (игровая)

Котёнок какой? (игривый)

Ребёнок, который играет…(играющий)

Что мы делаем с игрушками? (играем)

Мы можем… (поиграть, доиграть, сыграть, заиграться, выиграть, проиграть и т.д.).

Пальчиковая игра «Маленькая мышка».

Фея: А сейчас давайте поиграем с пальчиками.

Маленькая мышка

По городу бежит, (Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.)

Глядит ко всем в окошки,

Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него.

И пальчиком грозит: (Грозим пальчиком)

"А кто не лёг в кроватку?

Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).

А кто не хочет спать?

Переворачиваем руки на другой "бок".

Такого непослушного

Я буду щекотать!"

Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.

Фея:: Играли пальчики, ушки, глаза,

Теперь будет думать и голова.

Игра «Скажи по-другому».(Подбор синонимов к слову «играть»).

Логопед: Посмотрите на картинки, скажите, что на них нарисовано. Как можно сказать по-другому?

Девочка занимается любимым делом. -(Девочка играет с игрушками)

Артист играет на сцене – (Артист выступает на сцене)

Музыкант музицирует, аккомпанирует. – (Музыкант играет на скрипке).

Мальчики занимаются спортом. – (Мальчики играют в хоккей).

Солнце играет лучами. – (Солнце сияет, сверкает, лучится)

Игра «Расскажи и покажи». (Работа над эмоциями).

(Детям предлагается две картинки. На первой изображена проигравшая команда, на второй – выигравшая. На лицах игроков ярко выражены эмоции)

Фея: Посмотрите внимательно на лица игроков проигравшей команды.

Какие игроки проигравшей команды?(Грустные, печальные, огорчённые)

Что игроки делают? (Грустят, печалятся, огорчаются)

Изобразите проигравшую команду.

Если мы вдруг проиграли,

Мы грустим, печалимся.

Опускаем ниже плечи,

Еле передвигаемся.

Фея: Посмотрите внимательно на игроков выигравшей команды и выберите нужную эмоцию. Какие лица у игроков – победителей? (Весёлые, радостные, счастливые, довольные, улыбающиеся)

Что делают победители? (Веселятся, радуются, улыбаются)

Изобразите выигравшую команду.

Если выиграли, тогда

Кричим громкое: «Ура!»

Игра: “Мы делаем вот так”

Фея: В благодарность за то, что вы собрали колобков они оставили вам ещё игру.

Когда нам грустно – мы делаем так.

Когда мы удивлены – делаем вот так.

Когда мы испуганы – мы такие.

Когда мы злимся – мы уже другие.

Когда мы радуемся – мы делаем так.

Фея: Наше путешествие продолжается. И мы идём к замку Короля Сердце. Но его почему – то нет, а здесь только письмо. Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Вы уже знакомы с моими слугами Радостью и Грустью. У меня есть дочь. Она раньше дружила с Радостью, была улыбчивая, весёлая, радостная и звали ее Смеяна. Но потом она подружилась с Грустью и та забрала у неё все другие эмоции и её стали называть Несмеяна. Ребята, пожалуйста, помогите развеселить царевну. Царь Сердце.»

Фея: Как звали царевну? Почему у нее было такое имя? С кем она дружила? Что она любила делать? С кем она подружилась потом? Какой она стала? Подберите как можно больше слов, похожих по значению, к слову «грустная». Почему теперь ее зовут Несмеяна?

Фея: Ребята,а как же мы можем помочь Царю, как можно развеселить Несмеяну? Дети предлагают свои варианты (пощекотать, рассказать смешную историю, подарить подарок и т.д.) поиграть.

Игра «Покажи настроение»

Фея: Ребята, я кажется знаю, что надо делать! Надо обратиться к Азбуке Настроения. Надо назвать и показать правильно все эмоции и тогда Несмеяна вновь будет Смеяной.(У каждого ребёнка набор с пиктограммами)

  • Плачет серый воробей:

«Выйди, солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно

В поле зернышка не видно!» (Грусть)

  • Вдруг по небу грозное страшилище летит

И кулаком громадным сердито мне грозит.(Злость)

  • А маленькое облачко над озером плывёт,

И удивлённо облачко приоткрывает рот(Удивление)

А теперь послушайте рассказ, который называется «В лесу»

  • Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся – никого нет. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов. Вроде бы слышит он какой – то шорох, потрескивание веток. –А вдруг это волк или медведь? Но тут ветки раздвинулись и он увидел своих друзей – они тоже искали его. Что чувствовал мальчик, потерявшийся в лесу? (Страх)
  • А теперь мы с вами вместе,

Потанцуем танец мой!

Повторяйте все за мной. (Танец маленьких утят.)

Танец маленьких утят.

Фея: Ребята, что вы почувствовали, когда танцевали танец? (Радость)

Фея: Ребята, вы правильно назвали все эмоции и они вернулись к Смеяне. Давайте посмотрим какая она стала.

Фея: Ребята, нам пора возвращаться домой из сказки. Помните заклинание?

Хлопну, топну, повернусь,

В группе тотчас окажусь.

  1. Подведение итогов

Упражнение «Мои впечатления»

Логопед: Ребята, вам понравилось в сказке? Что вам запомнилось? Хотите ли еще путешествовать по волшебную Страну Настроений и познакомиться с другими слугами царя Сердце? А теперь представьте, что вы тоже стали волшебниками и можете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными.

Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле...(сказать ласковые слова, обнять, поцеловать, пусть избавятся от болезней; пусть долго живут; пусть у всех будет дом; пусть все дружно живут; пусть все будут счастливы...

И тогда все люди станут радостными! Молодцы, возвращайтесь в группу!

Всем спасибо!

Предварительный просмотр:

Коррекционно – образовательные цели. Формирование эмоционально - оценочной лексики, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом и состоящей из слов – оценок. Совершенствование грамматического строя речи. Расширение и активизация словаря по теме «Дом и его части».

Коррекционно – развивающие цели . Развитие связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Продолжать развивать умение распознавать изображенные эмоции и объяснять их возможные причины. Формирование умения осознанно применять средства образной выразительности (интонацию, мимику, жесты).

Коррекционно – воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.

Оборудование : магнитная доска, набор пиктограмм, карточки персонажей с различными настроениями, корона, мяч, письмо, экран, компьютерная презентация, магнитофон, разноцветные домики, карточки с заданиями, картинки с различными эмоциональными состояниями.

Предварительная работа : игры и упражнения для передачи эмоционального настроения, чтение книги «Словарик – смешарик», просмотр мультфильма «Смешарики»,игры «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи».

Ход работы.

  1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики)

На поляне дом стоит

Он с трубой и крышей.

На дверях замок висит

Хозяин видно вышел.

Мы замочек открываем,

И гостей в дом приглашаем!

  1. Основная часть.

Логопед: Ребята, вы любите сказки?

Дети: Да!

Логопед: А хотите оказаться в какой - нибудь сказке и путешествовать по волшебной Стране? (Дети соглашаются идти в путешествие).

Логопед: Тогда повторяйте за мной волшебные слова:

Хлопну, топну, повернусь,

В сказке тотчас окажусь.

Дети повторяют слова, а логопед надевает корону.

Фея:

Вот и в сказке мы, друзья!

Фея Настроенья я.

В моей стране не скучно,

Встретят вас радушно!

А вам я предлагаю стать моими помощниками, маленькими волшебниками, выбрать себе настроение, надеть маску и произнести фразу «Пойдём играть» с настроением вашей маски. (Музыка из мульфильма «Смешарики», презентация, слайд 1)

Фея: Я люблю путешествовать по разным Странам. А сегодня мы, в какой Стране оказались? (правильно, в Стране Смешариков) и начинается наше путешествие.

Игра «Рассели по домикам» (Развивать умение распознавать изображенные эмоции и соотносить их с цветом).

Все жители Страны Смешариков живут в разноцветных домиках. Но посмотрите какая случилась беда. Кто-то их поссорил между собой и у них у всех теперь разное настроение. Мои маленькие волшебники, давайте им поможем. Надо в соответствии с эмоциями расселить персонажей по домикам. Отвечаем вот так: «Нюша живёт в красном домике, потому что у неё радостное настроение».

Игра «Строим дом» (Расширение словаря по теме «Дом и его части».

Но посмотрите, ёжику не хватило домика. Что же делать? Как ему помочь? А давайте построим для ёжика новый домик. С чего начнём строительство? (Дети по одному берут детали и проговаривают предложения) Начну я.

Я построю прочный фундамент.

Я построю тёплый пол.

Я построю крепкие кирпичные стены.

Я построю высокий светлый потолок.

Я построю тёплую красивую крышу.

Я построю круглое стеклянное окно.

Я построю узкую кирпичную трубу.

Я построю удобную лестницу с перилами.

Я построю деревянную дверь.

Фея: Ребята, давайте вспомним какое настроение было у ёжика, когда ему не хватило домика? (грустное, унылое, печальное).А какое настроение сейчас у ёжика?(Радостное, весёлое, улыбчивое, довольное, счастливое и т.д.)

Игра «Новые слова» (образование слов со значением увеличенности, уменьшительности)

Фея: Ребята, ёжик очень обрадовался, что у него так быстро появился новый домик, что подарил вам игру «Новые слова». Поиграем? Садитесь(Каждому ребёнку даётся карточка и картинка)

Дом-домик-домище

Стена-стенка-стенища

Окно-окошечко-окнище

Дверь-дверка-дверища

Глаз – глазик – глазище

Слон – слоник - слонище

Молодцы, вы умеете образовывать такие сложные слова.

Игра «Я начну, а ты продолжи»( Учить подбирать синонимы к выделенному слову в предложении). Презентация,слайд 2.

Фея: Ребята, а кто самый романтичный среди Смешариков? Конечно Бараш. Он поэт и мечтатель. Он красоту видит повсюду: в Нюше, в закатных облаках, в кривой коряге. Решил он однажды написать книгу о своих друзьях. Как все поэты и писатели Бараш очень рассеянный. Вышел он на улицу во время дождя, расстроился, что не взял зонтик и забыл половину слов. Ребята, давайте мы ему поможем их вспоинить.

Я начну предложение, а вы к выделенному мной слову, подбирайте похожие слова.

Весь день Нюша радовалась и …(веселилась).

Крош и ёжик смотрели интересный …фильм(занимательный, увлекательный)

Злой волшебник хотел заколдовать Страну Смешариков. Злой, недобрый, вредный, злобный, грозный, злющий…

Умный Лосяш спас всех из беды. Мудрый…

Радостный Крош бежал по дорожке. Радостный, весёлый, счастливый …

Грустный Бараш гулял на полянке. Грустный, печальный, огорчённый, …

Удивлённая лягушка выпрыгнула из кувшина. Удивлённая, …

Испуганный Копатыч мчался домой. Испуганный, напуганный, перепуганный, устрашившийся, трусливый…

Игра «Море волнуется раз,…»( Формирование умения осознанно применять средства образной выразительности (интонацию, мимику, жесты).

Фея: Ребята, все Смешарики очень любят играть. Давайте мы вместе с Крошем поиграем в другую игру «Море волнуется»

Ребята, а что же Смешарики играют только так. Давайте мы научим их играть ещё в какие-нибудь игры. Например: «Расскажи с разными чувствами». (Цель: тренировка узнавания эмоций). Вспомните какое-нибудь стихотворение. И прочитайте с разными чувствами (страха, хвастовства, радости).

Игра «Найди настроение» (учить соотносить эмоциональное состояние с явлениями природы). Работа на листочках.

Фея: Ребята, посмотрите, Лосяш очень озабочен. У Бараша пропало настроение. Ничего ему не хочется, стихи не сочиняются и всё вокруг какое – то серое. Давайте поможем Барашу найти своё настроение. Соедините линиями природу с настроением Бараша, которое на неё похоже. И раскрасьте в яркие цвета, чтобы у него было прекрасное настроение.

Игра «Скажи наоборот» (Подбор слов – антонимов).

Фея: Ребята Нюше тоже хочется с вами поиграть. Она будет показывать вам карточку, а вам нужно назвать слово наоборот (Презентация, слайд 3)

Фея: (Презентация,слайд 4). Ребята, Нюша нам показывает, что наше время в Стране Смешариков заканчивается и нам пора возвращаться домой из сказки. Помните заклинание?

Хлопну, топну, повернусь,

В группе тотчас окажусь.

  1. Подведение итогов: упражнение «Мои впечатления»

Логопед: Ребята, вам понравилось путешествовать? Что вам запомнилось?

Почему ёжик был сначала грустный? А почему потом развеселился?

В какую игру играли с Крошем? А чему мы научили Смешариков?

Хотите ли ещё путешествовать по волшебным Странам и познакомиться с другими героями? Ребята, Смешарикам очень понравилось играть с вами и они решили подарить вам свои маски, чтобы вы их не забывали и играли в группе.

А теперь представьте, что вы опять стали волшебниками и можете пожелать всем людям что-то такое отчего они смогут стать радостными.

Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле...(сказать ласковые слова, обнять, поцеловать, пусть избавятся от болезней; пусть долго живут; пусть у всех будет дом; пусть все дружно живут; пусть все будут счастливы...И тогда все люди станут радостными! Молодцы, возвращайтесь в группу!

Всем спасибо!

Предварительный просмотр:

Конспект и самоанализ учебного логопедического занятия для детей старшей группы «Сюрпризы от Смешариков».

Область: коммуникация

Тема: «Сюрпризы от Смешариков ». (Формирование эмоциональной лексики).

: расширение и активизация словаря по теме «Сад. Фрукты».Формирование эмоционально - оценочной лексики, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом и состоящей из слов – оценок. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами, образование относительных прилагательных с суффиксом -ов-).

Коррекционно – развивающие цели: р азвитие связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, общей, ручной и артикуляционной моторики, координации речи с движением. Закрепление знаний о причинно – следственных связях в эмоциональной жизни людей.

Коррекционно – воспитательные цели: ф ормирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.

Интеграция областей: социализация, здоровье, театрализация.

Виды детской деятельности:

Игровая

Двигательная

Коммуникативная

Оборудование:

Предварительная работа: игры и упражнения для передачи эмоционального настроения, чтение книги «Словарик – смешарик», просмотр мультфильма «Смешарики»,игры «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи».

Ход работы.

  1. Орг. момент. Самомассаж (развитие мелкой моторики)

1,2,3,4,5, - становитесь в круг играть.

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим нежно умываем.

Пальчики сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем сверху вниз мы быстро.

Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом тихонько трогаем за щёчки.

  1. Основная часть.

Логопед: Ребята, пока мы с вами играли, я обратила внимание на красивый сундучок? Наверное, он волшебный и в нём какой – то сюрприз, потому что никак не открывается. А вот сбоку написано: «Чтобы открыть сундучок, нужно собрать 5 волшебных ключей. Каждый ключ правильно выполненное задание. Весёлые Смешарики).

Логопед: А вы хотите увидеть сюрприз? Готовы выполнить задания Смешариков? Тогда начинаем.

Игра «Четвёртый лишний»

Логопед: Первое задание от Копатыча. Осень любимое время Копатыча, потому что созревают овощи и фрукты. Он их разложил по корзинкам, но в каждой есть что-то лишнее. Помогите ему разобраться, что лишнее в корзинке?

На компьютере: яблоко, банан, редиска, виноград.

Персик, яблоко, апельсин, дыня.

Айва, Гранат, абрикос, ананас.

Лимон, слива, яблоко, банан.

Логопед: Молодцы, Копатычу мы помогли найти, что лишнее, получайте

1 ключ.

Игра «Назови ласково». (Образование существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами).

Логопед: Следующее задание от Нюши. Она любит играть с мячом. Давайте построим круг, игра называется «Назови ласково».

Красное яблоко – красненькое яблочко, оранжевый мандарин - …

Жёлтый лимон - … спелый бабан - …

Зелёная груша - …

Синяя слива - …

Сочный апельсин - …

Логопед: Молодцы, получайте 2 ключ.

Игра «Да – похлопай, нет - потопай», (закрепление знаний о причинно – следственных связях в эмоциональной жизни людей), сидя на стульчиках.

Логопед: Прежде, чем искать следующий ключ давайте поиграем в игру «Да – похлопай, нет – потопай». Вам нужно угадать, какое из высказываний верное, то похлопать, а какое неверное, тогда потопать.

Нюша увидела Бараша, обрадовалась ему и поссорилась с ним.

Копатычу не нравилось работать с Крошем, поэтому он его побил.

Лосяшу рассказали страшную историю и он начал хохотать и смеяться.

Крош навестил Совунью и так обрадовался, что начал говорить ей некрасивые слова.

Молодцы, справились. Пройдите на стульчики.

Игра «Угадай-ка». Составление загадок – описаний о фруктах. (Развитие связной речи).

Логопед: А от кого же третье задание? Сейчас мы узнаем. Правильно, от Кроша, называется «Угадай-ка». Он придумал загадку об одном из фруктов, спрятанных за ширмой. Он оранжевый, круглый, мягкий, сочный, душистый, несладкий. Он покрыт толстой коркой, делится на дольки. Его можно есть просто так. Из него можно приготовить сок. Что это? (апельсин)

Логопед: Правильно, а теперь вы по-очереди загадывайте загадки. Нужно подойти ко мне, показать какой фрукт вы выбрали, какой он по цвету, по форме, на ощупь, по запаху, по вкусу. Что из него можно приготовить, не называя его. Используйте подсказку – таблицу (на компьютере).

Ребята, определите, чья загадка была составлена лучше?

Молодцы, составили полные, красивые загадки – описания про фрукты. Получите третий ключ!

Игра «Помогите ёжику». (Совершенствование грамматического строя речи, образование относительных прилагательных с суффиксом - ов-).

Логопед:

Ёжик трудился всё лето в саду,

Фруктов три тонны собрал на беду.

Соки из фруктов делает ёжик,

Но их названия вспомнить не может.

Логопед: Давайте поможем ёжику вспомнить, как называются соки из разных фруктов. (На полу стоит корзина с фруктами – муляжами. Дети по-очереди подходят, берут фрукт и говорят какой сок из него получается? Например: айва – айвовый сок, персик – персиковый сок, абрикос – абрикосовый сок.

Логопед: Молодцы, вы старались, это было трудное задание. Получайте 4 ключ.

Игра «Настроение Бараша». (

Логопед: Ребята, 5 ключ, самый последний вы получите, если справитесь с заданием Бараша. Он у нас самый романтичный, мечтательный. Он любит воображать, а какое бы у меня было настроение?

Логопед: Внимательно рассмотрите пиктограммы и поднимите ту, которая соответствует данной картинке. Какое бы у него было настроение:

Если на улице шёл дождь? (грустное) А как ещё можно сказать?

Стояла прекрасная солнечная погода (весёлое)

Сверкала молния? (злое, сердитое)

  1. Подведение итогов. Упражнение « Ключ ». Ребята, вам понравились задания от Смешариков? А какое задание дала Нюша, Крош, Копатыч. Какое задание было самое трудное для вас. Ребята, посмотрите, чтобы открыть волшебный сундучок, нужно назвать настроение, которое открывается этим ключом. Молодцы, вы правильно назвали настроения и сундучок открылся. Давайте посмотрим, какой сюрприз нас ждёт? (Раскраски)

Самоанализ логопедического занятия

учителя – логопеда Зининой М.В.

Данное логопедическое занятие проводилось с подгруппой детей в количестве восьми человек, старшей группы.

Тема: « Сюрпризы от Смешариков».

Лексическая тема: «Сад. Фрукты»

Коррекционно – образовательные цели : расширение и активизация словаря по теме «Сад. Фрукты».Формирование эмоционально - оценочной лексики, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом и состоящей из слов – оценок. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами, образование относительных прилагательных с суффиксом -ов-).

Коррекционно – развивающие цели : развитие связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, общей, ручной и артикуляционной моторики, координации речи с движением. Закрепление знаний о причинно – следственных связях в эмоциональной жизни людей.

Коррекционно – воспитательные цели : формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.

Оборудование: магнитная доска, набор пиктограмм, карточки персонажей с различными настроениями, муляжи фруктов, мяч, экран, компьютерная презентация, магнитофон, волшебный сундучок, 5 разноцветных ключей, картинки с различными эмоциональными состояниями.

Предварительная работа : игры и упражнения для передачи эмоционального настроения, чтение книги «Словарик – смешарик», просмотр мультфильма «Смешарики»,игры «Скажи по-другому», «Назови ласково».

Для достижения целей учитывала дидактический принцип – от простого к сложному; использовала методы обучения: словесный, наглядный, практический; методы стимулирования и мотивации обучающей деятельности – занимательные упражнения, поощрения, создания ситуации успеха. В качестве активизации познавательных интересов использовала метод наглядного моделирования с применением компьютерных технологий.

Для исключения перегрузки и снятия эмоционального напряжения включила в занятие физкультминутки, музыку.

При планировании занятия учитывала возрастные и психофизические особенности развития детей с нарушениями речи.

Я считаю, что выбранная мною структура занятия была рациональна для решения поставленных целей. На всех этапах занятия старалась осуществлять контроль знаний воспитанников. В течение занятия стремилась создавать и поддерживать доброжелательную атмосферу и уверенность каждого ребенка в собственных силах.

Итог занятия подведен, поставленные цели достигнуты и соответствуют содержанию занятия.


Конспект занятия по формированию эмоциональной лексики

для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

по теме «Такая разная эмоция «Грусть»».

Цель: формирование эмоциональной лексики.

Задачи:

1.Развивать умение детей понимать и оценивать собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих людей, животных.

2.Упражнять детей в подборе синонимов.

3.Закреплять умения детей соотносить эмоциональное состояние с пиктограммой и цветовым обозначением.

4.Учить детей использовать эмоциональную лексику в ответах на вопросы.

Оборудование: демонстрационный материал: предметные и сюжетные картинки по теме.

раздаточный материал: зеркала.

Ход занятия

I .Орг.момент.

Прослушивание композиции С. Майкапара «Раздумье».

Вопросы к детям:

Какое настроение передает эта музыка?

Какая эта музыка?

Что вы почувствовали, когда слушали её?

Что хочется делать под эту музыку?

II .Работа по теме занятия.

1.Беседа об эмоции «Грусть».

Какую эмоцию вы испытывали, когда слушали эту мелодию? Значит, вы были какими? А что такое эмоции? От чего зависит то, как мы их проявляем?

2.Пиктограмма и цветовое обозначение эмоции.

Подойдите к столу и возьмите зеркала, попробуйте представить, что с вами произошло какое-то грустное событие и изобразите эту эмоцию на своем лице.

Проходите на стульчики. Все запомнили свое лицо в зеркале? Мы с вами знаем, что эмоции мы можем изображать не только с помощью наших лиц, но и с помощью…пиктограмм. Опишите пиктограмму грусти.

Каким цветом мы обозначаем эту эмоцию?

3.Д/и «Придумай причину».

4.Подбор синонимов к эмоции «Грусть».

Ребята, у Владика пропала собака, какую эмоцию он испытывал? Значит, он был каким? (Педагог выставляет зеленый квадратик.) А еще каким? Придумайте слова-приятели к слову «грустный»!

-Печальный, тоскливый, унылый.

На каждое слово-приятель педагог выкладывает зеленый квадратик.

Вот сколько слов-приятелей мы подобрали к одной эмоции. Эмоция одна, а сказать про неё можно разными словами. Был 1 зеленый квадратик, а стало сколько? Давайте повторим все слова!

III .Физкультминутка.

IV .Продолжение работы по теме занятия.

1.Рассматривание серии сюжетных картин «Дружные зверята» (Е. Бортниковой).

Педагог выкладывает на наборное полотно серию сюжетных картин и задает детям вопросы:

Кто это? Что у него в лапках? Как вы думаете, куда идет ёжик?

Что случилось с ёжиком? А с корзиной с яблоками? Какую эмоцию испытывал ёжик, когда рассыпались яблоки? Значит, он был каким?

А это кто? Что сделали зайчики?

Куда пригласил ёжик зайчат? Чем угощала их белочка? Какую эмоцию испытывали зверята во время чаепития? Значит, они были какими?

2.Пересказ текста детьми.

3.Подведение итогов.

V .Итог.

Организация: МБ ДОУ «Детский сад № 84»

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

В данной статье систематизированы игры, игровые упражнения с использованием наглядных средств, для обогащения речи детей эмоциональной лексикой с учетом их эмоционального и нравственного развития, сформированности общения, разработан план логопедической работы по формированию эмоциональной лексики, апробированы методы диагностики особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Значимость исследования определяется возможностью использования дидактического материала, методических рекомендаций для педагогов в целях совершенствования образовательной работы с детьми.

Проблема формирования лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной в современной логопедии. С каждым годом увеличивается число детей с общим недоразвитием речи. Обозначенное нарушение является одним из распространённых и поэтому требует наибольшего внимания и необходимости в изучении и поиска путей преодоления, коррекции данной проблемы у дошкольников. В научной литературе неоднократно поднималась проблема формирования эмоциональной лексики у детей, имеющих речевую патологию (Т.А. Алтухова, Г.В. Бабина, Т.Б. Барминкова, О.Е. Грибова, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.). Данные авторы утверждали, что дети с речевыми нарушениями используют эмоциональную лексику фрагментарно и лишь в устойчивых стереотипных сочетаниях. При определении и назывании эмоциональных состояний дошкольники испытывают значительные трудности.

В методической литературе разработаны практические рекомендации, способствующие формированию лексики у детей с речевыми нарушениями (Ю.Ф. Гаркуша, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова и др.). Однако в последнее время, наиболее актуальным стал вопрос о формировании эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (И.Ю. Кондратенко, С.В. Дель, С.Н. Коновалова, О.Н. Тверская, И.В. Янченко и др.). В исследованиях выделены особенности развития лексики детей данной категории.

Цель исследования: теоретическое изучение процесса формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и практическая апробация комплекса дидактических игр и игровых упражнений по формированию эмоциональной лексики у данной категории детей.

Обобщив результаты исследований, можно сделать вывод о том, что словарный запас у детей с ОНР III уровня весьма ограничен, в некоторых случаях нарушен адекватный выбор языкового материала, наблюдается несовершенство поиска нормативных единиц, часто слова заменяются близкими по ситуации, значению. Дети с ОНР затрудняются в использовании эмоциональной лексики, вне специального внимания к их речи эти дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются с взрослыми и сверстниками, редко обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Это обуславливает сниженную коммуникативную направленность их речи.

Исходя из этого, следовало, что для обучения дошкольников с ОНР необходимо подобрать комплекс специальных методов, приемов, направленных на формирование эмоциональной лексики, что позволило бы повысить уровень овладения выразительной связной речью и коммуникации в целом. Логопедическая работа предусматривала три этапа (подготовительный, основной, закрепительный), в ходе которых происходило:

  1. Изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту.
  2. Развитие паралингвистических средств общения.
  3. Формирование интонационной стороны речи.
  4. Формирование эмоциональной лексики.
  5. Развитие выразительности связных высказываний и речевой коммуникации.

Использованные в экспериментальном обучении разнообразные приемы, оказывали благотворное влияние на активизацию широкого спектра вербальных средств, включая значительный пласт эмоциональной лексики. Речь детей характеризовалась последовательностью изложения мыслей, интонационной выразительностью.

В результате проведенной логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи произошла автоматизация слов, обозначающих эмоции и осуществлено их введение в экспрессивную речь. Достигнуто расширение диапазона эмоциональной лексики, что позволило детям свободно применять ее в связной речи.

Таким образом, систематическая, специально организованная логопедическая работа по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня показала свою эффективность на основе анализа качественных результатов, полученных в конце экспериментального обучения. Используемые игры и игровые упражнения с использованием вербальных и невербальных средств по формированию эмоциональной лексики, оказали влияние на расширение детского лексикона, позволили качественно изменить уровень их речевого общения, положительно отразились на точности выражения мыслей, правильном построении фраз.

Система игр и упражнений по формированию эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР

Подготовительный этап.

Цель: Расширение эмоционального опыта ребенка и подготовку к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний.

Задачи:


        1. Изучение и уточнение различных эмоциональных состояний.

        2. Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние мимическими средствами.

I . Соотнесение графических изображений эмоциональных состояний .

«Найди такое же лицо»

Цель: Развивать умение находить одинаковые графические изображения лиц с различными эмоциональными состояниями по образцу. Закрепить различение эмоциональных состояния по графическим изображениям (радость, грусть, гнев) Развивать зрительное внимание.

Материал: Наборы графических изображений лиц в различных эмоциональных состояниях у детей и у педагога.

Описание . Педагог показывает детям картинку и просит найти такую же.

Педагог показывает картинку и просит найти всех таких же веселых (грустных).

«Найди пару»

Цель: Упражнять в нахождении графических изображений по образцу. Различение эмоций страха, грусти, гнева и радости. Развивать зрительное внимание.

Материал: . Набор карт-пиктограмм, 1-й набор -целый, 2-й - разрезанный.

Описание . Детям дается набор шаблонов, они распознают

строение (эмоции). Затем предлагается второй такой же набор, только разрезные шаблоны перемешивают между собой. Детям предлагается помочь людям, найти и собрать их фотографии.

«Найди отличия»

Цель: Познакомить с эмоцией удивления. Упражнять в различении эмоциональных состояний по мимике с опорой на графические изображения. Учить находить сходства и различия. Развивать зрительное восприятие, внимание.

Материал: Картинки с изображением эмоций, различающиеся несколькими элементами.

Описание: Педагог предлагает ребенку найти, чем похожи картинки, чем отличаются. За каждое отличие ребенок получает фишку.

«Лото настроений»

Цель: Закреплять умение различать эмоциональные состояния с опорой на картинку-образец. Развивать внимание, усидчивость.

Материал : у детей большие карточки с несколькими изображением людей, животных, птиц, в различных эмоциональных состояниях. У педагога разрезные карточки.

Описание : Педагог показывает картинки, называет их, а дети находят, у кого есть такая же картинка и закрывают ее. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки.

II . Узнавание эмоций по словесному описанию.

«Найди девочку»

Цель:

Материал : у детей наборы пиктограмм.

Описание: Педагог рассказывает небольшой рассказ и просит подобрать пиктограмму, соответствующую настроению девочки.

^ Примерные рассказы:


  1. У Маши был день рождения. Пришли гости, они принесли Маше много подарков. Маше были весело, она улыбалась.

  2. Катя вышла во двор, взяла санки и стала кататься с горки, ей было очень весело.

  3. Лена потеряла свою любимую игрушку, она расстроилась.

  4. Пришла Маша с прогулки испуганная, она увидела большую лохматую собаку.

«Подними картинку»

Цель: Учить находить графическое изображение эмоционального состояния по словесному описанию. Развивать слуховое внимание.

Материал: у детей наборы пиктограмм.

Описание: Педагог рассказывает рассказы или читает стихи, а дети определяют по тексту эмоциональное состояние героев и поднимают пиктограмму.

Примерные тексты:

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Идет бычок качается,

Вздыхает на ходу:

Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Все бело, бело, бело,

Много снегу намело,

Вот веселые деньки,

Все на лыжи и коньки!

Подарил мне папа льва!

Ох, и струсил я сперва!

Я два дня его боялся.

А на третий –

Он сломался.

III . Понимание и выражение эмоциональных состояний с опорой на графические изображения.

«Волшебные часы»

Цель: учить точно воспринимать и передавать эмоциональные состояния с помощью мимики с опорой на графические изображения.

Материал: Картонный круг со стрелкой. По краям круга наклеены пиктограммы разных эмоциональных состояний.

Описание: Ведущий раскручивает стрелку. Все дети проговаривают слова:

Стрелка, стрелка покружись,

И картинка покажись.

Все дети изображают данное настроение мимическими средствами, а ведущий выбирает того ребенка, который по его мнению более точно изобразил это эмоциональное состояние и этот ребенок становится ведущим.

«Кубик»

Цель: Упражнять в изображении мимическими средствами различных эмоциональных состояний по пиктограммам.

Материал: картонные куб, на грани которого наклеены пиктограммы.

Описание: Ведущий бросает кубик, дети изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее других выполнит задание, становится ведущим.

«Замри»

Цель: Закреплять умение различать и передавать различные эмоции с помощью мимики.

Материал: Карточки с изображением разных эмоциональных состояний.

Описание: Дети двигаются по комнате под звуки бубна(погремушки, металлофона), с остановкой музыки, педагог говорит: «Замри» и показывают карточку с эмоциональным состоянием. Дети изображают соответствующую эмоцию.

IV . Выражение эмоциональных состояний без зрительной опоры.

«Король Боровик»

Цель: Упражнять в выражении эмоции гнева.

Дети стоят в ругу, считалкой выбирают короля Боровика, он стоит в кругу, а дети двигаются по кругу и произносят текст:

Шел король Боровик

Через лес напрямик,

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

Ребенок стоящий в кругу изображает настроение и выполняет действия по тексту.

«Море волнуется»

Цель: Упражнять в выражении различных эмоциональных состояний мимическими и пантомимическими средствами.

Описание: Дети стоят и проговаривают слова:

Море волнуется, раз,

Море волнуется, два,

Море волнуется три,

Веселая фигура на месте замри. (грустная…)

Ведущий выбирает ребенка, который по его мнению более выразительно передал предложенное настроение.

«Наседка и цыплята»

Цель: Упражнять в выражении различных эмоций по слову педагога.

Описание: Дети изображают цыплят, а педагог курицу.

Педагог. Долго сидела курица на яйцах. И вот пришла пора появляться цыплятам на свет.

Первый цыпленок (прикасается к нему) появился на свет и удивился: «Как просторно вокруг, а в скорлупке было тесно!»

Второй цыпленок рассердился, нахмурился, он хотел появиться на свет первым и его опередили.

Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в яичной скорлупе, а тут много места, и всюду опасность.

«Облака»

Цель: та же.

Описание : Педагог читает текст стихотворения, а дети изображают облака в соответствии с текстом:

По небу плыли облака,

А я на них смотрел,

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь

И даже щурил глаз,

А что увидел я, то вам

Все расскажу сейчас.

Вот облачко веселое

Смеется надо мной:

Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку

Махал я вслед рукой.

А вот другое облачко

Расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

И каплями-дождинками

Расплакалось оно...

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно.

И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек.

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот:

Ой, кто там в глади озера

Пушистенький такой,

Такой мохнатый, мягонький?

Летим, летим со мной!

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

^ Основной этап.

Цель: формирование эмоциональной лексики.

Задачи:


  1. Расширение лексики, обозначающей эмоциональные состояния.

  2. Расширение эмоционального словаря за счет употребления антонимов и синонимов.

  3. Упражнение в словообразовании существительных с уменьшительными значениями.

I . Называние эмоциональных состояний.

«Угадай настроение»

Цель: учить различать и называть эмоциональные состояния по мимике.

Описание : педагог показывает разные эмоциональные состояния и задает вопрос: «Какое у меня настроение?» Дети называют. По мере ознакомления с игрой, ведущим становится ребенок.

«Кубик»

Цель: учить называть эмоциональные состояния радости, грусть, радость, удивление, страх, испуг.

Материал : картонный кубик, на гранях которого наклеены изображения эмоциональных состояний.

Описание: ведущий бросает кубик, на гранях которого изображены разные эмоции, дети называют их.

«Что изменилось?»

Цель: упражнять в назывании эмоциональных состояний. Развивать зрительное внимание, память и пространственную ориентировку.

Материал : пиктограммы или фотографии с изображением разных эмоциональных состояний.

Описание: педагог размещает на фланелеграфе пиктограммы, дети запоминают их расположение. Педагог предлагает детям отвернуться, он меняет местонахождение пиктограмм. Дети говорят что изменилось, называя эмоциональные состояния словом.

Примечание: начинать игру следует с 3 – 4 картинок, постепенно увеличивая их количество.

«Какого лица не стало?»

Цель: Упражнять в назывании эмоций словом. Развивать зрительное внимание и память.

Материал: пиктограммы.

Описание: Педагог располагает на фланелеграфе пиктограммы, дети отворачиваются, педагог убирает одну пиктограмму, дети называют какого лица не стало.

«Разрезные картинки»

Цель: Упражнять в узнавании и назывании эмоциональных состояний по графическим изображениям. Развивать зрительное восприятие, гнозис.

Материал: разрезанные изображения фотографий или пиктограмм.

Описание: Детям предлагается склеить (сложить) разрезанные фотографии людей и определить, какое у них настроение, почему у них такое настроение, что случились?

Затем дети меняются картинками.

II . Словообразование существительных с уменьшительным значением.

«Большой и маленький»

Цель : упражнять в словообразовании существительных с уменьшительными суффиксами..

Материал: Кукла, одежда, посуда, мебель.

Описание : педагог предлагает детям пригласить в гости куклу, она маленькая, называет ее «куколка». Дети рассматривают куклу и называют ласково части тела, одежды куклы, посуду, мебель, которая предназначена для куклы

«Скажи ласково»

Цель: упражнять в употреблении существительных с уменьшительным значением.

Материал : предметные картинки: лиса, заяц, белка, корова, ворона, сорока, воробей, трава…

Описание: на столе лежат перевернутые вниз изображением картинки, дети подходят, берут картинку, называют слово ласково и забирают картинку

«Ласковые имена»

Цель: Упражнять в словообразовании с использование уменьшительных суффиксов по аналогии.

Материал: цветок из бумаги.

Описание: педагог предлагает поиграть в игру и назвать друг друга ласково, дает образец, называя «Сашенька» и дает ему цветок. Следующий ребенок называет ласково какого-нибудь ребенка и отдает ему цветок.

«Ласковые дети»

Цель: та же.

Материал: мяч.

Описание: Дети стоят в кругу, педагог в центре.

Мяч лови, мяч бросай

И словечко приласкай.

Педагог называет слова: рука, нога, голова, трава, лиса, хлеб, камень, дорога, мама, бабушка, дедушка, зима…

III . Подбор антонимов.

« Покажи наоборот»

Цель: Учить противопоставлять различные эмоциональные состояния и настроения. Расширять словарь прилагательных.

Описание: Педагог предлагает детям поиграть в игру наоборот, он им предлагает изобразить веселую девочку или мальчика, затем наоборот, злого Карабаса- Барабаса, наоборот доброго Айболита, показать старенького дедушку и молодого солдата, трусливого зайца и храброго льва,

«Подбери картинку наоборот»

Цель: Упражнять в установлении антонимических отношений. Развивать внимание.

Материал: предметные картинки с изображением веселой девочки, грустной девочки, веселого мальчика, грустного мальчика, злого волка, доброго волка…

Описание: Педагог раздает детям картинки по одной из пары. Называет: «У меня грустная девочка, у кого наоборот?» ребенок называет и показывает картинку.

«Вредный Буратино»

Цель: учить детей устанавливать антонимические отношения.

Материал: игрушка Буратино.

Описание: в гости к детям приходит Буратино. Педагог рассказывает, что он очень вредный и делает и говорит все наоборот. Педагог предлагает сказать детям слова, а Буратино будет говорить все наоборот:

Большой – маленький,

Толстый – тонкий,

Веселый- грустный,

Радостный – грустный,

Злой – добрый,

Храбрый – трусливый,

Старый – молодой,

Детям предлагают превратиться в вредного Буратино. Дети подбирают антонимы к предложенным словам.

«Слова-неприятели»

Цель: Упражнять в подборе антонимов к словам с оценочным значением.

Материал: мяч.

Описание: педагог бросает ребенку мяч и просит назвать слова-непрятели, предварительно разбирается значение слова непрятели.

Грустный –

Радостный-

Веселый –

Сильный –

Храбрый –

Слабый –

Трусливый –

Смелый –

Хороший –

Чистый –

III . Подбор синонимов.

«Слова-приятели»

Цель : учить выбирать из предложенных слов, слова со сходным значением.

Описание : Детям предлагают выбрать из 3 слов 2 слова- приятеля. Разбирается значение слова приятели.

Грустный, печальный, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый.

Слабый, неловкий, неуклюжий.

Большой, красивый, огромный.

Веселый, радостный, хороший.

Плохой, злой, сердитый.

Трусливый, маленький, пугливый.

«Скажи по-другому»

Цель: упражнять в подборе синонимов.

Описание: Педагог предлагает детям назвать слово по-другому.

Грустный –

Радостный-

Веселый –

Сильный –

Храбрый –

Слабый –

Трусливый –

Смелый –

Хороший –

Чистый –

Удивленный -

^ Заключительный этап.

Цель: Актуализация эмоциональной лексики в речи детей.

Задачи:


  1. Закрепление эмоциональной лексики.

  2. Активизация эмоциональной лексики в словосочетаниях и предложениях.

«Подбери слово»

Цель: Закрепить понимание и употребление оценочных прилагательных в речи. Упражнять в согласовании прилагательных с существительным в роде.

Описание: Педагог предлагает детям сказать, про кого можно сказать

Веселый (мальчик, зайчик, щенок)

Веселая (девочка, белочка, бабочка, птичка…)

Грустный

Грустная

Трусливый

Трусливая

Испуганный

Испуганная

Удивленный

Удивленная

«Закончи предложение»

Цель: практическое употребление в речи слов-антонимов. Развивать мышление, память.

Описание: ребенку предлагается закончить предложение, повторить его и назвать слова – неприятели.

Слон большой, а комар…

Золушка добрая, а мачеха…

Дедушка старый, а внук…

Лев смелый, а заяц…

Айболит добрый, а Бармалей …

Сегодня мне весело, а вчера было…

«Скажи наоборот»

Цель: активизация антонимов в предложениях.

Описание: Педагог приглашает в гости Буратино, он играет с детьми. Педагог составляют предложения, а Буратино говорит наоборот. Затем з Буратино помогают дети.

Злой волк идет по лесу. Добрый волк идет по лесу.

Веселая девочка собирает грибы.-

Трусливый зайчик спрятался за елкой.-

Радостный мальчик играет у дома.

Печальный волк сидит на поляне.

«Скажи по-другому»

Цель: Активизировать в речи синонимы.

Описание : Педагог предлагает детям предложение и просит сказать по другому:

Веселый мальчик играет в мяч. Радостный мальчик играет в мяч.

Грустная девочка сидит на скамеечке. (печальная)

Трусливый щенок сидит в ящике. (пугливый)

Злой волк бегает по лесу. (сердитый)

Радостная белочка нашла гриб. (веселая)

Печальный Буратино шел по мосту.(грустный)

Удивленный мальчик остановился, увидев радугу. (изумленный)

«Исправь ошибку»

Цель: Закреплять понимание и употребление в речи слов эмоциональной лексики.

Развивать слуховое внимание, умение замечать ошибки в чужой речи.

Описание : В гости к детям приходит Незнайка, он начинает рассказывать, какие он составил предложения. Дети слушают и исправляют ошибки Незнайки.

Гарусная девочка весело играла.

Радостный мальчик сидел и плакал.

Трусливый лев гордо ходил по лесу.

Храбрый заяц спрятался в кустах.

Расстроенная мама весело улыбалась.

Молодой дедушка медленно поднимался по лестнице.

^ Использованная литература:


  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. cада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991 – 160 с.

  2. Данилова Т. А., Задгенидзе В. Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004.- 160 с.

  3. Коррекция речевого и психического развития детей 4 – 7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения / Под редакцией П.Н.Лосева – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.

  4. Кондратенко И.Ю. Аспекты эмоционально-экспрессивной лексики и её усвоение детьми с общим недоразвитием речи // Логопед – 2004. - № 3.- С.38 – 46.

  5. Кондратенко И.Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста //Дефектология – 2003. - № 3. – С. 55 – 69.

  6. Кондратенко И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Дефектология – 2002. - № 6. – С. 51 – 59.

  7. Кондратенко И.Ю. Проблема усвоения системы лексических значений у дошкольников с общим недоразвитием речи, отражающих их эмоциональные состояния и оценки // Дефектология – 2001. - № 6.- С. 41 – 47.

  8. Кондратенко И. Ю. Система логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у старших дошкольников с речевой патологией // Логопедия 21 века: Материалы симпозиума с международным участием (20 – 21 апреля 2006 г.) – СПб.: НОУ «Союз», 2006. – 300 с.

  9. Кряжева Н. Л., Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: академия развития: Академия холдинг, 2001. – 127 с.

  10. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с.

  11. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. М.: просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.

  12. Щетинина А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии 1984. - №3. – С. 60 – 66.

Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Школа №17 город Белогорск»

Картотека игр и упражнений по формированию эмоциональной лексики у дошкольников

Выполнила: Соколова Н.С.
воспитатель I квалификационной категории

г. Белогорск 2015г.

Все игры и упражнения распределены на 3 последовательных этапа: подготовительный, основной и заключительный. Цель подготовительного этапа: расширение эмоционального опыта ребенка и подготовка к более точному восприятию эмоциональных состояний. Основной этап направлен на формирование эмоциональной лексики. Цель заключительного этапа: актуализация эмоциональной лексики в речи детей.

Система игр и упражнений по формированию эмоциональной лексики у дошкольников

Подготовительный этап.

Цель: Расширение эмоционального опыта ребенка и подготовку к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний.

Задачи:

          Изучение и уточнение различных эмоциональных состояний.

          Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние мимическими средствами.

I . Соотнесение графических изображений эмоциональных состояний .

«Найди такое же лицо»

Цель: Развивать умение находить одинаковые графические изображения лиц с различными эмоциональными состояниями по образцу. Закрепить различение эмоциональных состояния по графическим изображениям (радость, грусть, гнев) Развивать зрительное внимание.

Материал: Наборы графических изображений лиц в различных эмоциональных состояниях у детей и у педагога.

Описание . Педагог показывает детям картинку и просит найти такую же.

Педагог показывает картинку и просит найти всех таких же веселых (грустных).

«Найди пару»

Цель: Упражнять в нахождении графических изображений по образцу. Различение эмоций страха, грусти, гнева и радости. Развивать зрительное внимание.

Материал: . Набор карт-пиктограмм, 1-й набор -целый, 2-й - разрезанный.

Описание . Детям дается набор шаблонов, они распознают

строение (эмоции). Затем предлагается второй такой же набор, только разрезные шаблоны перемешивают между собой. Детям предлагается помочь людям, найти и собрать их фотографии.

«Найди отличия»

Цель: Познакомить с эмоцией удивления. Упражнять в различении эмоциональных состояний по мимике с опорой на графические изображения. Учить находить сходства и различия. Развивать зрительное восприятие, внимание.

Материал: Картинки с изображением эмоций, различающиеся несколькими элементами.

Описание: Педагог предлагает ребенку найти, чем похожи картинки, чем отличаются. За каждое отличие ребенок получает фишку.

«Лото настроений»

Цель: Закреплять умение различать эмоциональные состояния с опорой на картинку-образец. Развивать внимание, усидчивость.

Материал : у детей большие карточки с несколькими изображением людей, животных, птиц, в различных эмоциональных состояниях. У педагога разрезные карточки.

Описание : Педагог показывает картинки, называет их, а дети находят, у кого есть такая же картинка и закрывают ее. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки.

II . Узнавание эмоций по словесному описанию.

«Найди девочку»

Цель:

Материал : у детей наборы пиктограмм.

Описание: Педагог рассказывает небольшой рассказ и просит подобрать пиктограмму, соответствующую настроению девочки.

Примерные рассказы:

    У Маши был день рождения. Пришли гости, они принесли Маше много подарков. Маше были весело, она улыбалась.

    Катя вышла во двор, взяла санки и стала кататься с горки, ей было очень весело.

    Лена потеряла свою любимую игрушку, она расстроилась.

    Пришла Маша с прогулки испуганная, она увидела большую лохматую собаку.

«Подними картинку»

Цель: Учить находить графическое изображение эмоционального состояния по словесному описанию. Развивать слуховое внимание.

Материал: у детей наборы пиктограмм.

Описание: Педагог рассказывает рассказы или читает стихи, а дети определяют по тексту эмоциональное состояние героев и поднимают пиктограмму.

Примерные тексты:

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Идет бычок качается,

Вздыхает на ходу:

Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Все бело, бело, бело,

Много снегу намело,

Вот веселые деньки,

Все на лыжи и коньки!

Подарил мне папа льва!

Ох, и струсил я сперва!

Я два дня его боялся.

А на третий –

Он сломался.

III . Понимание и выражение эмоциональных состояний с опорой на графические изображения.

«Волшебные часы»

Цель: учить точно воспринимать и передавать эмоциональные состояния с помощью мимики с опорой на графические изображения.

Материал: Картонный круг со стрелкой. По краям круга наклеены пиктограммы разных эмоциональных состояний.

Описание: Ведущий раскручивает стрелку. Все дети проговаривают слова:

Стрелка, стрелка покружись,

И картинка покажись.

Все дети изображают данное настроение мимическими средствами, а ведущий выбирает того ребенка, который по его мнению более точно изобразил это эмоциональное состояние и этот ребенок становится ведущим.

«Кубик»

Цель: Упражнять в изображении мимическими средствами различных эмоциональных состояний по пиктограммам.

Материал: картонные куб, на грани которого наклеены пиктограммы.

Описание: Ведущий бросает кубик, дети изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее других выполнит задание, становится ведущим.

«Замри»

Цель: Закреплять умение различать и передавать различные эмоции с помощью мимики.

Материал: Карточки с изображением разных эмоциональных состояний.

Описание: Дети двигаются по комнате под звуки бубна(погремушки, металлофона), с остановкой музыки, педагог говорит: «Замри» и показывают карточку с эмоциональным состоянием. Дети изображают соответствующую эмоцию.

IV . Выражение эмоциональных состояний без зрительной опоры.

«Король Боровик»

Цель: Упражнять в выражении эмоции гнева.

Дети стоят в ругу, считалкой выбирают короля Боровика, он стоит в кругу, а дети двигаются по кругу и произносят текст:

Шел король Боровик

Через лес напрямик,

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

Ребенок стоящий в кругу изображает настроение и выполняет действия по тексту.

«Море волнуется»

Цель: Упражнять в выражении различных эмоциональных состояний мимическими и пантомимическими средствами.

Описание: Дети стоят и проговаривают слова:

Море волнуется, раз,

Море волнуется, два,

Море волнуется три,

Веселая фигура на месте замри. (грустная…)

Ведущий выбирает ребенка, который по его мнению более выразительно передал предложенное настроение.

«Наседка и цыплята»

Цель: Упражнять в выражении различных эмоций по слову педагога.

Описание: Дети изображают цыплят, а педагог курицу.

Педагог. Долго сидела курица на яйцах. И вот пришла пора появляться цыплятам на свет.

Первый цыпленок (прикасается к нему) появился на свет и удивился: «Как просторно вокруг, а в скорлупке было тесно!»

Второй цыпленок рассердился, нахмурился, он хотел появиться на свет первым и его опередили.

Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в яичной скорлупе, а тут много места, и всюду опасность.

«Облака»

Цель: та же.

Описание : Педагог читает текст стихотворения, а дети изображают облака в соответствии с текстом:

По небу плыли облака,

А я на них смотрел,

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь

И даже щурил глаз,

А что увидел я, то вам

Все расскажу сейчас.

Вот облачко веселое

Смеется надо мной:

Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку

Махал я вслед рукой.

А вот другое облачко

Расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

И каплями-дождинками

Расплакалось оно...

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно.

И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек.

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот:

Ой, кто там в глади озера

Пушистенький такой,

Такой мохнатый, мягонький?

Летим, летим со мной!

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

Основной этап.

Цель: формирование эмоциональной лексики.

    Расширение лексики, обозначающей эмоциональные состояния.

    Расширение эмоционального словаря за счет употребления антонимов и синонимов.

    Упражнение в словообразовании существительных с уменьшительными значениями.

I . Называние эмоциональных состояний.

«Угадай настроение»

Цель: учить различать и называть эмоциональные состояния по мимике.

Описание : педагог показывает разные эмоциональные состояния и задает вопрос: «Какое у меня настроение?» Дети называют. По мере ознакомления с игрой, ведущим становится ребенок.

«Кубик»

Цель: учить называть эмоциональные состояния радости, грусть, радость, удивление, страх, испуг.

Материал : картонный кубик, на гранях которого наклеены изображения эмоциональных состояний.

Описание: ведущий бросает кубик, на гранях которого изображены разные эмоции, дети называют их.

«Что изменилось?»

Цель: упражнять в назывании эмоциональных состояний. Развивать зрительное внимание, память и пространственную ориентировку.

Материал : пиктограммы или фотографии с изображением разных эмоциональных состояний.

Описание: педагог размещает на фланелеграфе пиктограммы, дети запоминают их расположение. Педагог предлагает детям отвернуться, он меняет местонахождение пиктограмм. Дети говорят что изменилось, называя эмоциональные состояния словом.

Примечание: начинать игру следует с 3 – 4 картинок, постепенно увеличивая их количество.

«Какого лица не стало?»

Цель: Упражнять в назывании эмоций словом. Развивать зрительное внимание и память.

Материал: пиктограммы.

Описание: Педагог располагает на фланелеграфе пиктограммы, дети отворачиваются, педагог убирает одну пиктограмму, дети называют какого лица не стало.

«Разрезные картинки»

Цель: Упражнять в узнавании и назывании эмоциональных состояний по графическим изображениям. Развивать зрительное восприятие, гнозис.

Материал: разрезанные изображения фотографий или пиктограмм.

Описание: Детям предлагается склеить (сложить) разрезанные фотографии людей и определить, какое у них настроение, почему у них такое настроение, что случились?

Затем дети меняются картинками.

II . Словообразование существительных с уменьшительным значением.

«Большой и маленький»

Цель : упражнять в словообразовании существительных с уменьшительными суффиксами..

Материал: Кукла, одежда, посуда, мебель.

Описание : педагог предлагает детям пригласить в гости куклу, она маленькая, называет ее «куколка». Дети рассматривают куклу и называют ласково части тела, одежды куклы, посуду, мебель, которая предназначена для куклы

«Скажи ласково»

Цель: упражнять в употреблении существительных с уменьшительным значением.

Материал : предметные картинки: лиса, заяц, белка, корова, ворона, сорока, воробей, трава…

Описание: на столе лежат перевернутые вниз изображением картинки, дети подходят, берут картинку, называют слово ласково и забирают картинку

«Ласковые имена»

Цель: Упражнять в словообразовании с использование уменьшительных суффиксов по аналогии.

Материал: цветок из бумаги.

Описание: педагог предлагает поиграть в игру и назвать друг друга ласково, дает образец, называя «Сашенька» и дает ему цветок. Следующий ребенок называет ласково какого-нибудь ребенка и отдает ему цветок.

«Ласковые дети»

Цель: та же.

Материал: мяч.

Описание: Дети стоят в кругу, педагог в центре.

Мяч лови, мяч бросай

И словечко приласкай.

Педагог называет слова: рука, нога, голова, трава, лиса, хлеб, камень, дорога, мама, бабушка, дедушка, зима…

III . Подбор антонимов.

« Покажи наоборот»

Цель: Учить противопоставлять различные эмоциональные состояния и настроения. Расширять словарь прилагательных.

Описание: Педагог предлагает детям поиграть в игру наоборот, он им предлагает изобразить веселую девочку или мальчика, затем наоборот, злого Карабаса- Барабаса, наоборот доброго Айболита, показать старенького дедушку и молодого солдата, трусливого зайца и храброго льва,

«Подбери картинку наоборот»

Цель: Упражнять в установлении антонимических отношений. Развивать внимание.

Материал: предметные картинки с изображением веселой девочки, грустной девочки, веселого мальчика, грустного мальчика, злого волка, доброго волка…

Описание: Педагог раздает детям картинки по одной из пары. Называет: «У меня грустная девочка, у кого наоборот?» ребенок называет и показывает картинку.

«Вредный Буратино»

Цель: учить детей устанавливать антонимические отношения.

Материал: игрушка Буратино.

Описание: в гости к детям приходит Буратино. Педагог рассказывает, что он очень вредный и делает и говорит все наоборот. Педагог предлагает сказать детям слова, а Буратино будет говорить все наоборот:

Большой – маленький,

Толстый – тонкий,

Веселый- грустный,

Радостный – грустный,

Злой – добрый,

Храбрый – трусливый,

Старый – молодой,

Детям предлагают превратиться в вредного Буратино. Дети подбирают антонимы к предложенным словам.

«Слова-неприятели»

Цель: Упражнять в подборе антонимов к словам с оценочным значением.

Материал: мяч.

Описание: педагог бросает ребенку мяч и просит назвать слова-непрятели, предварительно разбирается значение слова непрятели.

Грустный –

Радостный-

Веселый –

Сильный –

Храбрый –

Слабый –

Трусливый –

Смелый –

Хороший –

Чистый –

III . Подбор синонимов.

«Слова-приятели»

Цель : учить выбирать из предложенных слов, слова со сходным значением.

Описание : Детям предлагают выбрать из 3 слов 2 слова- приятеля. Разбирается значение слова приятели.

Грустный, печальный, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый.

Слабый, неловкий, неуклюжий.

Большой, красивый, огромный.

Веселый, радостный, хороший.

Плохой, злой, сердитый.

Трусливый, маленький, пугливый.

«Скажи по-другому»

Цель: упражнять в подборе синонимов.

Описание: Педагог предлагает детям назвать слово по-другому.

Грустный –

Радостный-

Веселый –

Сильный –

Храбрый –

Слабый –

Трусливый –

Смелый –

Хороший –

Чистый –

Удивленный -

Заключительный этап.

Цель: Актуализация эмоциональной лексики в речи детей.

    Закрепление эмоциональной лексики.

    Активизация эмоциональной лексики в словосочетаниях и предложениях.

«Подбери слово»

Цель: Закрепить понимание и употребление оценочных прилагательных в речи. Упражнять в согласовании прилагательных с существительным в роде.

Описание: Педагог предлагает детям сказать, про кого можно сказать

Веселый (мальчик, зайчик, щенок)

Веселая (девочка, белочка, бабочка, птичка…)

Грустный

Грустная

Трусливый

Трусливая

Испуганный

Испуганная

Удивленный

Удивленная

«Закончи предложение»

Цель: практическое употребление в речи слов-антонимов. Развивать мышление, память.

Описание: ребенку предлагается закончить предложение, повторить его и назвать слова – неприятели.

Слон большой, а комар…

Золушка добрая, а мачеха…

Дедушка старый, а внук…

Лев смелый, а заяц…

Айболит добрый, а Бармалей …

Сегодня мне весело, а вчера было…

«Скажи наоборот»

Цель: активизация антонимов в предложениях.

Описание: Педагог приглашает в гости Буратино, он играет с детьми. Педагог составляют предложения, а Буратино говорит наоборот. Затем з Буратино помогают дети.

Злой волк идет по лесу. Добрый волк идет по лесу.

Веселая девочка собирает грибы.-

Трусливый зайчик спрятался за елкой.-

Радостный мальчик играет у дома.

Печальный волк сидит на поляне.

«Скажи по-другому»

Цель: Активизировать в речи синонимы.

Описание : Педагог предлагает детям предложение и просит сказать по другому:

Веселый мальчик играет в мяч. Радостный мальчик играет в мяч.

Грустная девочка сидит на скамеечке. (печальная)

Трусливый щенок сидит в ящике. (пугливый)

Злой волк бегает по лесу. (сердитый)

Радостная белочка нашла гриб. (веселая)

Печальный Буратино шел по мосту.(грустный)

Удивленный мальчик остановился, увидев радугу. (изумленный)

«Исправь ошибку»

Цель: Закреплять понимание и употребление в речи слов эмоциональной лексики.

Развивать слуховое внимание, умение замечать ошибки в чужой речи.

Описание : В гости к детям приходит Незнайка, он начинает рассказывать, какие он составил предложения. Дети слушают и исправляют ошибки Незнайки.

Гарусная девочка весело играла.

Радостный мальчик сидел и плакал.

Трусливый лев гордо ходил по лесу.

Храбрый заяц спрятался в кустах.

Расстроенная мама весело улыбалась.

Молодой дедушка медленно поднимался по лестнице.

Использованная литература:

    Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. cада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991 – 160 с.

    Данилова Т. А., Задгенидзе В. Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004.- 160 с.

    Коррекция речевого и психического развития детей 4 – 7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения / Под редакцией П.Н.Лосева – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.

    Кондратенко И.Ю. Аспекты эмоционально-экспрессивной лексики и её усвоение детьми с общим недоразвитием речи // Логопед – 2004. - № 3.- С.38 – 46.

    Кондратенко И.Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста //Дефектология – 2003. - № 3. – С. 55 – 69.

    Кондратенко И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Дефектология – 2002. - № 6. – С. 51 – 59.

    Кондратенко И.Ю. Проблема усвоения системы лексических значений у дошкольников с общим недоразвитием речи, отражающих их эмоциональные состояния и оценки // Дефектология – 2001. - № 6.- С. 41 – 47.

    Кондратенко И. Ю. Система логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у старших дошкольников с речевой патологией // Логопедия 21 века: Материалы симпозиума с международным участием (20 – 21 апреля 2006 г.) – СПб.: НОУ «Союз», 2006. – 300 с.

    Кряжева Н. Л., Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: академия развития: Академия холдинг, 2001. – 127 с.

    Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с.

    Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. М.: просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.

    Щетинина А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии 1984. - №3. – С. 60 – 66.