Что имеет начало имеет и конец сказал. «Матрица»: Мысли о трилогии. "- Вы знали, что все кончится именно так




Решил опубликовать одну из статей с одной из книг которых я все не как не допишу. Это «Книга всеобщих заблуждений 3». Первые 2е написал не я, но думаю в нашем недалеком обществе где заблуждение царят повсюду таких книг надо написать, как минимум с десяток. Увы у меня на все не хватает времени и не доходят руки. Тем более что в прошлых статьях обещал разобраться с . Но откладываю это все из-за суеты и дел на дальний план… Вот и сейчас вместо ютуба вернулся к своей книге заблуждений, разделу «философии» т.к. раздражает что очередной умник выдал данную фразу на весь Мир в очередном псевдонаучном фильме. Но перейду собственно к заблуждению-утверждению: «Все что имеет начало, имеет и конец».

Данное выражение мне очень часто приходится слышать уже давно. Особенно досадно, когда его относят к жизни. К примеру мой философ с аспирантуры лет 5 назад, так же раз задумчиво сказал эту фразу, констатируя как факт, что всё смертно. Но я не стал ему перечить что бы он не завалил меня на экзамене. Пусть философствует... По-видимому, данный мем пошел с «Матрикса» и был взят, на вооружение обывателями, которые не способны думать и в частности даже не помнят курса (если не ошибаюсь) геометрии за 7 класс и определение что такое луч.

А что такое луч вы слышали?

Кому она нужна эта геометрия скажет обыватель, как впрочем, и философия. Тем не менее я не хочу отрезать на корню возможность бессмертия, т.к. многие виды и так бессмертны. Например, бактерии которые размножаются делением можно условно отнести к бессмертным. Конечно их можно убить, но вот от старости (грубо говоря) они не умирают. И по сути им уже миллионы лет. Ведь, когда одна делится на 2е то нет той, которая старше и той, которая моложе они одинаковы (если это равноценное деление, а не почкование или что-то подобное). Таким образом есть вероятность что где-то плавает та самая первая бактерия которая просто много раз поделилась. Конечно может случится какой-то, Мировой катаклизм и вся жизнь на Земле исчезнет, но бактерии из-за их вездесущести и живучести исчезнут последними. Да, рано или поздно погаснет наше Солнце, но где гарантии что эти твари не перелетят на другую солнечную систему где-то в глубине одного из метеоритов или комет, оторвавшихся от Земли в процессе её гибели. А возможно человечество разовьется на столько, что само перенесет их на какой-то космический корабль. В общем конечно есть вероятность что все закончится, но не факт… Да. На данном этапе эволюции все люди смертны бренны и главное глупы. Так что информацию которую они несут нет смысла записывать и хранить, по крайней мере многие этого и не хотят и главное не стремятся. Живя по принципу хомяков: пожрал поспал и сдох. И их это устраивает. Но есть масса вещей которые имеют начала но не известно когда кончатся. Примеры можно привести совершенно различные. Как я уже писал это луч. И луч, это не эфемерная математическая абстракция. К примеру луч, испущенный пульсаром имеет реальное начало, но где его конец не известно. Он может уходить и рассеиваться на тысячи световых лет. Может врезаться во что-то и передавать свою информацию изменяя все на своем пути. По сути все бесконечно оно переходит из одного состояния в другое, меняется информация, энергия, но где-то на очень маленьком уровне все остается таким же. Например, если большинство стабильных химических элементов не будут включатся в ядерные реакции, то они не смотря на буйный круговороте жизни переходя с одного организма в другой по пищевым цепочкам будут оставаться неизменными миллионы, а может и миллиарды лет. Если их подвергнуть воздействию радиации или передать колоссальную энергию они конечно изменятся, но их субмолекулярные части могут остаться незатронутыми. В свою очередь, что бы изменить субмолекулярные частицы нужны еще большие энергии по типу адронного коллайдера. А если есть частицы еще мельче, то для воздействие на них нужно еще больше энергии. Так мы выходим на общее правило частным случаем которого является всем известная и тривиальная формула Эйнштейна: Е=мс 2 . Но если вернутся к бактериям, то стоит усвоить главное правило к которому должно стремиться человечество. Нам надо научится считывать и в точности переписывать информацию на другой более надежный носитель, так что бы можно было её от туда считать и создать копию не чем не отличающуюся от оригинала. Бактерии записывают эту информацию тривиально на ДНК, как и большинство других живых организмов, и поддерживают за счет непрерывного копирования. Мы же должны пойти немного иным путем. Тут уже я упомяну и процитирую другого выдающегося физика Фейнмана: «там внизу полно места ». Но дополню. Для того что бы выжить нам следует спустится вниз. Переписать свое сознание на эти частицы которые более устойчивы, которым не почем радиация, высокое давление или что бы то ни было. Эти частицы, это материя похожая на материю черной дыры где нет молекул и атомов. Тогда мы можем уйти от смерти и стать звездами… Впрочем, это уже другая тема… А вообще кому я рассказываю… Обывателям это не интересно, а действительно грамотных людей единицы…

On 03.04.2012 by Kate

Этот момент из Матрицы, его развязка, и эти слова «все что имеет начало, имеет и конец» до конца не открывались мне… До сих пор. А сегодня что-то произошло и мне стало понятно, о чем идет речь…

Что же происходит с овном. Он говорит «так просто?» и он рад- победа одержана. Наконец эти старые противные верующие страдальцы-рыбы не будут мешать ему… Но тут Нео влился в него до конца и Смит, наш упертый овен, начинает говорить голосом пифии, он чувствует как он полностью меняется. И тогда- о несправедливость!- воевал-то он, а победа теперь будет принадлежать какому-то другому существу, которым он станет. И конечно это уже не агент Смит. Это уже не потребует такого количества других батареек, люди могут выходить, если захотят…

Он уже не является собой. Старый овен разрушен. Конец и начало закольцевались и создали новое начало совершенно другого мира…

Так каждый дух, воюя и отрицая себя, выполняет вклад в создание нового раута этой игры, отвечая только за одно- за улучшение качества матрицы. За улучшение качества правил. За то, что проходя свой путь от Смита до Нео и обратно, он содействует жизненному процессу, в котором у других вчерашних батареек появляется выбор…

Дождь...Снова он... Вот точно под таким же дождем они расстались вчера... А начиналось все просто замечатльно. Он встретил ее с занятий, они зашла домой, перекусили и решили пойти в кино. Все бы ничего, но на душе у нее было не спокойно. Она давно заметила, что что-то изменилось, отношение уже не то, слова не те, а, ведь, раньше было сосем по-другому...

Уже сидя в зале кинотеатра она вспомнила, как все было вначале... Познакомились они во ремя одной из весенних гроз... В этот день она опаздывала на репетицию и, выбегая, забыла положить в сумку зонтик, а по прогнозу обещали дождь. К сожалению, прогноз оказался правдивый и вечером, возвращаясь домой, она чуть не попала под ливень...

Улица была почти пустая, так как все поспешил укрытся в домах или под крышами от сильного ливня. Но в парке был один человек, молодой парень, стоял совершенно один, с одинокой, как и он в этот момент, розой в руках. По его взгляду можно предположить, что сегодня все складывалось не так, как он хотел, вчерашняя ссора с девушкой дала о себе знать. Девушка просто не пришла к нему на встречу сегодня...

Дорога домой лежала через парк.Девушке идти было достаточно долго, поэтому она успела уже немного промокнуть. В добавок ко всему, как раз в середине парка у нее сломался каблук. Злая, промокшая, она зашагала дальше через парк....

Настроение было хуже некуда. Он уже собрался идти домой, когда неожиданно увидел прекрасную девушку. Точнее он почувствовал, что она, наверное, прекрасная, потому что на вид, мягко говоря, была не очень: мокрая, босая, почему-то с одним туфлем в руках. Ему захотелось хоть как-нибудь помочь этой девушке. Подумал: "Раз уж у меня сегодня тяжелый день, то пусть хотя бы у кого-то он будет легче. Подошел к ней, представился, предложил довести ее до нужной маршрутки под своим зонтом, чтобы она окончательно не промокла. Она согласилась, потому что подумала, что хуже сегодня уже ничего быть не может...

Постепенно они разговорились, каждый рассказал о том, что произошло у него сегодня. Они даже не заметили, что простояли на автобусной остановке не больше часа, просто разговаривая. Когда опомнились, она сказала что ей пора бежать, он взял у нее номер телефона, сказал, что обязательно ей позвонит.

Прошло больше недели, она уже почти и забыла о том случае в парке, была больше занята работой, делами, но в один из дней раздался звонок ее мобильного телефона. Номер был не извесным, она подняла трубку и услышала знакомй голос, который сказал " Здравствуй, помнишь тот случай в парке?"

И с этого момента ее жизнь изменилась. Их всречи стали чаще и чаще. Когда она слышала его голос в телефонной трубке, сердце замирало. Вскоре они поняли, что просто не могут друг без друга.

Через неделю они уже считались "парой". На все вечеринки, встречи ходили только вдвоем, потому что не хотели находится долго далеко друг от друга. Казалось, все было прекрасно, но в один день все изменилось...

Отношения стали холоднее, он больше не смотрел на нее с той нежностью, которая была раньше, потух огонь в глазах. Они стали проводить друг с другом все меньше времени, а если и проводили, что-то обязательно было не так.Ссорится стали все чаще...
Вот и сегодня, когда он встретил ее с занятий, все, казалось было хорошо, но что-то было не так...

Когда они вышли из кинотеатра, она все же решилась спросить, что между ними поисходит. Он долго не отвечал, а потом сказал, что у него есть другая, уже давольно давно, но ему было не удобно сказать ей об этом.

В это время начался ливень...

Она ответила, что: "Увы, все, что имеет начало, имеет и конец..." И ушла....

Ливень все усиливался и усиливался. Когда она вернулась домой, проревела весь вечер...

На следущий день он позвонил и сказал, что все понял, осознал, просил прощения и говорил, что только она ему нужна, но она спокойно ответила: "Все, что имеет начало, имеет и конец..."

И повесила трубку...

Бхадараньяка Упанишада, 1.3.28.Приведи меня из нереальности к Реальности;
Приведи меня из тьмы невежества к свету Знания
Приведи меня от смерти к Бессмертию.
Да будет мир.
AUM asato maa sadgamaya . tamaso maa jyotirgamaya .
mR^ityomaa.r amR^itaM gamaya ..
AUM shaa.ntiH shaa.ntiH shaa.ntiH ..

Иса Упанишада, 11
Тот, кто знает и Знание, и действие, с помощью действия преодолевает смерть и с помощью Знания достигает бессмертия.
vidyam cavidyam ca yas
tad vedobhayam saha
avidyaya mrtyum tirtva
vidyayamrtam asnute

Мундака Упанишада, 2.2.5
В Нем соединяется небо и земля и все области в воздухе,
В Нем отдыхает разум и энергии жизни.
Узнай Его как Единственного и оставь все остальные слова, Он - мост к бессмертию.
yasmin dyauh prthivi cantariksam otam manah saha pranais ca sarvaih tam evaikam
janatha atmanam anya vacah vimuncatha amrtasya esah setuh

Катха Упанишада, 6.7
За пределами чувств находится разум, за пределом разума - причина, его сущность. За пределами причины - Дух в человеке, а за этим - Дух Вселенной, корень (evolver) всего.
indriyebhyah param mano
manasah sattvam uttamam
sattvad adhi mahan atma
mahato vyaktam uttamam

Катха Упанишада, 6.10
Когда пять чувств и разум спокойны, а причина сама отдыхает в тишине, тогда начинается Высший путь.
yada pancavatisthante
jnanani manasa saha
buddhis ca na vicestate
tam ahuh paramam gatim

Мундака Упанишада, 2.2.8
Когда Он виден в своей неотъемлимости и трансцендентности, тогда узы, что связывают сердце, разрываются, сомнения разума исчезают и закон Кармы более не работает..
bhidyate hrdayagranthis
chidyante sarvasamsayah
ksiyante casya karmani
tasmin drste paravare
***************************
Ошо

Живи каждый миг, с полным принятием себя, не создавая раздвоенности, и ты окажешься на пути к познанию себя. Самопознание – не является результатом прочтения Упанишад, молчаливого сидения и повторения «Ахам Брахмасни, я есть Бог». Все это глупые усилия. Тебе или известно, что ты являешься Богом, или нет. Ты можешь провести всю свою жизнь, повторяя «Ахам Брахмасни, я есть Бог». Вся твоя жизнь может уйти на повторение этих слов, но ты так и не узнаешь.

Если тебе это известно, нет нужды в повторении. Зачем тебе повторять это? Если знаешь, так знаешь. Если не знаешь, как ты можешь узнать при помощи повторения? Просто распознай заключенную в этом глупость.

Но именно этим занимаются в этой стране и в других странах, в монастырях и ашрамах. Чем там люди занимаются? Повторяют как попугаи.

Я даю вам совершенно иной подход. Это не заучивание Библии или Вед, чтобы вы стали знатоками, нет. Вы только приобретете знания. Как тогда вы сможете познать себя?

Отбросьте разделение: вся проблема заключается в раздвоенности. Вы противоречите самим себе. Отбросьте все идеалы, порождающие этот антагонизм в вас. Вы такие, как есть: примите это с радостью, с благодарностью.

Вдруг начинает чувствоваться гармония. Обе ваши личности, идеальная и реальная больше не сражаются. Они встретились и слились в одну.

В действительности это не печаль причиняет вам страдание. Страдание вызывается общепринятым представлением, что печалиться плохо и больно, и это становится психологической проблемой. И не сама злость приносит страдание; а представление о том, что злиться плохо, что злость создает психологическое возбуждение. Это только интерпретация реальности, а не сама реальность. Реальность всегда освобождает.

Иисус сказал: «Истина освобождает». И это имеет огромную важность. Да, истина приносит свободу, но не знания об истине. Будьте самой истиной, и она освободит. Будьте самой истиной, и она принесет освобождение. Вам не нужно прилагать усилия, вам не нужно ожидать его, оно происходит мгновенно.

Как стать истинным? Вы уже являетесь истиной. Вы просто переполнены фальшивыми идеалами: именно они порождают проблемы. Отбросьте идеалы: на несколько дней станьте просто естественным существом, как деревья, животные или цветы, примите себя такими, как есть. Поднимается великая тишина. Как может быть иначе? Отсутствуют интерпретации: печаль становится прекрасной, она несет глубину.

И гнев также является прекрасным, в нем есть жизнь и энергия. И секс также прекрасен, потому что он привносит креативность. Там, где отсутствуют интерпретации, все прекрасно.

Когда все прекрасно, вы расслаблены. В состоянии расслабления вы достигаете своего собственного источника, и это приносит самопознание. Припасть к своему источнику означает «Познать себя». Это не вопрос знаний, это вопрос внутренней трансформации.

Кратко о статье: Не все, что имеет начало, имеет и конец Наше ожидание закончено. Матрица, как бы двусмысленно это ни звучало, теперь имеет конец. Что нам теперь остается, вернее, что нужно и должно сделать прямо сейчас - обобщить все это. Обо всем этом написать. Это мне. Прочитать и почувствовать. Это вам. Подумать, чем была и чем стала Матрица, что будет с ней дальше. Это нам вместе.

НЕ ВСЕ, ЧТО ИМЕЕТ НАЧАЛО, ИМЕЕТ И КОНЕЦ

Размышления о трилогии "Матрица"

"Ты был прав, Смит. Ты всегда был прав. Это и в самом деле неизбежно"

(Нео - Смиту)

Наше ожидание закончено. Матрица, как бы двусмысленно это ни звучало, теперь имеет конец.

Что нам теперь остается, вернее, что нужно и должно сделать прямо сейчас - обобщить все это. Обо всем этом написать. Это мне. Прочитать и почувствовать. Это вам. Подумать, чем была и чем стала Матрица, что будет с ней дальше. Это нам вместе.

"О чем вы говорите?" (Нео - Пифии)

Почему-то, кого ни спроси, выразить основную тему трилогии, пересказать ее суть никто толком не может. Скажите, о чем этот фильм? О любви? Да бросьте. Любовь там лишь средство найти главное. О войне? Увольте. И война лишь средство - для презентации кинотехнологий, для дрожи в коленках у зрителей, всем телом вовлеченных в смачную драку, и дергающихся вместе с Тринити, непроизвольно сжимая кулаки. О выборе? Ну, высокоинтеллектуальные товарищи найдут сокрытый смысл во всем, что Вачовские говорят со спокойным пафосом, выспренно-банально - и очень просто . Но вторичного смысла на деле нет, ибо иногда банан - это просто банан, а свобода выбора - насущная необходимость человеческого бытия, без которой жизнь не существует, потому что действительно: жизни без свободы нет.

Трилогия повествует о важнейших темах человеческого бытия. Звучит, может быть, пафосно, но так оно и есть. Она потому и трогает так сильно тех, кто решился в нее поверить, кто видит в мелькании рук-ног-пуль не столько action, сколько способ выражения - не отдельных мыслей, но комплексного образа, имя которому "Матрица". Получается, что Вачовские сняли фильм о смысле жизни.

"Боже ты мой, какой сюрприз!" (Пифия - Архитектору)

Но ведь фильмов о смысле жизни полно. Куда ни глянь вокруг - фильм о смысле жизни. Что ж теперь, "Возвращение" снято о том же, о чем фильм Вачовски?.. Придется все-таки уточнять, о каких конкретно ценностях и о каком смысле ведется разговор. Пока ведь никто не уточнил. Чувствуете ответственность нашей миссии?

"Пап, а ты с кем сейчас разговаривал?" (Нео - Архитектору)

Давайте сразу покончим с мнением, что "Матрица" (особенно вторая) - заумный и непонятный фильм, авторы которого проехались по мозгам зрителей и вставили в экшен огромное количество ненужной болтовни, философии и лишних героев. Это мнение тех, кто не удосужился ни вдуматься, ни всмотреться, ни даже запомнить сказанное. А между тем, если ты не разобрался в сюжете книги или фильма, то какова цена твоим выводам и толкованиям?

В моей практике "Матрица" - наиболее неправильно понятый и истолкованный массами фильм. Посмотрев ее несколько раз, вполне умные люди умудряются делать выводы и говорить вещи, совершенно не соответствующие и подчас даже противоречащие сюжету.

Причины, по которым многим кажется, что "Матрица" заумна, вполне тривиальны.

Во-первых, наш перевод - слишком русифицированный и художественный, особенно у ключевой в этом смысле второй части, которая несет большинство информации о мире Матрицы вообще. Вместо "исходник" (понятный компьютерный термин) говорят "источник" (мистико-сказочный), вместо оценивающе-спокойного "ты ответил быстрее, чем остальные" звучит игривое "а ты сообразительнее остальных", и так далее, временами - до полного абсурда. Диалоги с Пифией и с Архитектором, наиболее значимые для понимания сути происходящего, просто изуродованы, особенно последний. Конечно, зритель видит сплошные умствования - ведь русский Архитектор и в самом деле несет полухудожественную заумь, в то время как английский предельно точен в характеристиках и описаниях (что вообще свойственно тексту Вачовских - точность и исчерпывающая четкость).

Что еще хуже - помимо локальных неточностей и осознанных замен, в переводе всей трилогии присутствует системная переделка фильма переводчиками, которые, думая, что понимают философско-культурный бэкграунд мира Вачовских, стилизуют диалоги под это свое понимание. Если прочитать сценарии "Матриц" на английском, виден жестокий, техногенный мир с проблесками вечных таинств (Избранности, Предвидения, Выбора) - но таинств, намертво спаянных с четким математическим расчетом, сутью мира Машин. Культурно-стилистическая новизна Матрицы как раз в этом потрясающем симбиозе - наше, человеческое, тысячелетнее, соединяется с бездушным машинным, и органично существует в предлагаемом антураже. В русском переводе все те же слова - Избранный, Предвидение, Выбор - приобретают мистико-мифологический оттенок, наполняясь дешевой мелодраматикой.

И происходит главное: новизна культурного контекста, вложенного Вачовски, уходит, сменяясь привычными и сто тысяч раз сказанным "о вечных человеческих ценностях".

"Банальщина! - говорят зрители, выходя из зала. - Да еще и заумная какая!". Это проблема.

"Тэнк! У нас проблемы!" (Морфеус - оператору)

Еще одной причиной непонимания фильма является, пожалуй, определенная новизна контекста и бэкграунда, который не только незнаком большинству зрителей, но даже для любителей фантастики, привычных к фишкам вроде виртуальной реальности, весьма не прост. До меня самого, помнится, полный смысл первой части дошел только после второго просмотра, настолько идея была непривычна и нова. "Матрица" действительно относится к тем фильмам, которые нужно смотреть минимум дважды, что бы вы ни думали о своем IQ.

Само по себе это проблемой не является - например, "Космическая Одиссея 2001" также не может быть адекватно воспринята с первого раза; да мало ли таких фильмов! Почему-то никто не кричит об их ущербности. Как ни печально, причина в банальном нежелании многих зрителей вдумываться. Им лень, им неинтересно.

У такого подхода есть причина - при всей своей культурной ценности и подтекстах, "Матрица" в первую очередь похожа на боевик. Она подходит под него практически по всем статьям; по сути, им и является. Большинство идет на "Матрицу" смотреть фекты и драки, а моменты, которые не укладываются в привычный штамп боевика, просто-напросто отсекаются как излишние. Зачем они там пять минут разговаривали? Лучше бы Нео еще раз в морду дал!..

"Если эти индусы из поезда едут в Матрицу, значит выехали из реального мира? И что же они там делали? Ознакомительную экскурсию проводили? Этим же поездом, по словам индуса, доставляют контрабандные программы из Матрицы в реальный мир. То есть между людьми Зиона и Матрицей идет натуральный товарообмен! Борцы за свободу и справедливость, оказывается, торгуют с программами!" (Речь посетителя одного из онлайновых кинофорумов)

Третья проблема с восприятием "Матрицы" - ее трактовки. По своей сути и по подаче сюжета (закрученный, с большим количеством загадок, которые должны разрешиться в финале), "Матрица" предполагает наличие сонма гипотез и предположений у поклонников. Кому-то нравится играть в эту игру, кто-то плюет на это, выходя из зала разочарованным. Количество неверных трактовок "Матрицы" зашкаливает, переходя возможные пределы. Приведенный выше пример показывает, как на основе одного неверного допущения рушится вся система. Упомянутые программы везут из города Машин (а отнюдь не из Матрицы) свою "дочь" Сати, и везут ее как раз в Матрицу, к нейтральной Пифии "на сохранение". Об этом в фильме четко сказано - но неудачный перевод и невнимательность зрителя сводят стройность системы на "нет".

О стиле, режиссуре и образах

Вачовские, вопреки очень распространенному представлению об их режиссерском стиле, не прячут свою логику за умностями, не ищут философских глубин. Наоборот, они подают весь подтекст происходящего максимально открыто, проговаривают по слогам. В Матрице странная, не очень понятная для нас, но очень жизненная именно в таком мире логика - "Мы все сделали правильно" / "Почему ты так считаешь?" / "Мы все еще живы". Логика, которая постоянно подтверждается действием. Мессия - предельно простой человек, даже местами туповатый. И все остальное в этом мире максимально просто - особенно прописные и вечные истины, прожить которые нам дают в столь ситуационно новом антураже. Но в чем же, в таком случае, кроется авторский стиль братьев Вачовских?

Братья работают (и иронично играют) с языком символов и образов, находя архетипы и подтексты, которые легко срабатывают и поворачивают зрителя к той ассоциации, которая важна для понимания фильма. Не логика, не философия, а в первую очередь ассоциация - вот авторский режиссерский стиль Вачовских, используемый, как прием.

Белый Кролик один говорит сразу многое, равно как и зеркало, когда Нео принял пилюлю (Алиса в Зазеркалье, и связанный с этим сонм измененных состояний, деформаций сознания и т.д.).

Помимо этого, они умеют вместить большой объем совершенно новой информации в краткий эпизод - с помощью доступных на полусознательном уровне образов, параллелей, визуальных приемов, перекрестных ссылок фона, действия, слов. Идеальной в этом плане является сцена с Архитектором - суть происходящего передается с помощью экранов, на которых показаны разные реакции одного спектра, и сразу формируется несколько событийных пластов. А, например, сцена объяснения Морфеусом правды о мире, в котором мы живем? Кратко, эффектно, с показанной в конце батарейкой, как суммой всех человеческих грез и страданий, устремлений и высот.

Клиповая манера для углубленной передачи содержания, подобно тому, как построены фильмы канала "Дискавери" - вот что это такое. При этом, Белый Кролик, как и жонглирование мифологическими именами персонажей, не содержит глубинного внутреннего подтекста, он является прямым и понятным намеком, отсылкой к известным вещам. Ведь если удачно подобрана ассоциативная цепочка, не нужно думать и корпеть над разъяснением, искать ссылку у Бодрийяра, у неоплатоников, в античной мифологии и прочих излишних для понимания фильма трудах! Вачовские очень хорошо владеют метафорой, и передают с ее помощью все, что хотят сказать.

Культурная ценность творения Вачовских проистекает из двух источников - смелой фантазии и умения смешать форму с содержанием. Насчет фантазии все и так ясно - достаточное количество людей оценило идею о том, что окружающая нас реальность есть лишь фон для рабского сна на благо повелевающих нами машин. Но вот насчет умения смешать форму и содержание следует объяснить подробнее.

"Перестань пытаться ударить меня - просто ударь!" (Морфеус - Нео)

Вачовские "тащатся" от действия, и экшен для них - способ выражения всего на свете. Не случайно устами Серафа они говорят избитую фразу о том, что познать истинное лицо человека можно только в битве с ним. И все три фильма демонстрируют, что в мире Матрицы разум и сознание, физическое и духовное в человеке неразрывны.

Выражается это достигнутым Вачовскими уникальным синтезом в кадре кинематографической формы и смыслового содержания. Проще говоря, силой "Матрицы" является ее способность выразить совершенно посторонние вещи посредством обычной драки. Сцена тренировки Нео Морфеусом в этом смысле просто потрясающая - нам рассказывают, как устроен виртуальный мир, показывают край грандиозной тайны. А герои при этом всего лишь прыгают с места на место и долбят друг друга по башке.

"Ты думаешь, то, чем я дышу здесь - это воздух?!"

Мощь "Матрицы" как культурного феномена заключается и в том, что физическое действие в ней намертво спаяно с духовным, и без этого - никуда, такова логика их мира. Я очень ценю и уважаю, например, "Гамлет" Кеннета Браны - но драки там слабые. И в подавляющем большинстве других фильмов драки слабые - не в смысле "не крутые, как в "Матрице", а потому что бессодержательные. Отдельные от сюжета. Ничего, кроме самой драки, они не выражают. В "Матрице" - по-другому. Там каждый второй бой представляет из себя нечто большее, чем "мочилово".

Дерущееся тело используется как дополнительное языковое средство - физика тела, динамика его движений может очень хорошо передавать мысль, состояние, несовершенное действие, отношение и все остальное, что пожелает режиссер. Глупо отказываться от выразительного средства киноязыка, и уж тем более глупо приравнивать экшен Вачовских к экшену, скажем, в "Храбром сердце" или в "Гладиаторе".

Я не утверждаю при этом, что использование драки для показа других граней действия не существовало до Вачовских - но они, используя сюжетную подоплеку (в виртуальном пространстве можно все, мировые законы обходятся или ломаются), подняли это на совершенно новую высоту. Использовали и для передачи дополнительной информации, и как иллюстративный ряд, и как средство заворожить публику, и как способ передачи индивидуальных черт характера персонажей.

"А что будет, если я не справлюсь?" (Нео - Пифии)

Сложно сказать, справились ли Вачовские с поставленной задачей. Понятно, что по сборам кассовым они продюсерских целей достигли; общие сборы от "Матриц" приближаются к миллиарду, здесь не учтены дивиденды от продажи прав на использование матричной атрибутики в компьютерных играх, сувенирной продукции и т.п. Но удовлетворены ли режиссеры, и сняли ли они, в самом деле, хорошее кино?

Сказать сложно, ведь помимо выдающихся элементов есть в "Матрицах" и множество недостатков. Что ж, поговорим о них.

"Первая Матрица, которую я создал, была совершенна и прекрасна. Ее триумф был сравним лишь с ее же монументальным крахом" (Архитектор - Нео)

Первый и главный недостаток "Матрицы" - ее недостаточно высокий художественный уровень. Это касается и частых банальностей вроде "поцелуй меня перед тем, как я умру", и не слишком изысканного стиля режиссуры Вачовских в целом (хотя их уровень режиссуры выше, чем уровень сценариста). Это проявляется и в том, как в самый серьезный момент фильма совершается нечто китчевое и пафосное (о, как смачно в замедленной цифре Нео врезал Смиту, и как клево смялось его лицо!).

Взяв идею, которая является, без преувеличения, эпохальной (потому что очень актуально синтезирует техногенно-виртуальное и фантастическое с общекультурным и духовным), Вачовские со своим продюсером Сильвером превратили ее в почти чистый боевик, заменив все экзистенциальные открытия и познания на визуальные экзерсисы. По сути, мой плач сводится к тому, что сага из притчи превратилась в зрелищный боевик. Причина этого, как кажется, не в том, что Вачовские стремились "отбить бабки", а в том, что у них не хватило ресурсов. Зрелищный боевик можно совместить с серьезным кино - и "Матрица" наиболее близка к успеху из всех сделанных попыток. Но "почти" - не считается.

Говоря о недостатках, нельзя не заметить, что в фильмах трилогии слишком много привычного американского пафоса. Лучше бы его вообще не было (хотя это вряд ли возможно), но уж опошляющие моменты надо было убирать. Тринити должна была умереть без "изысков", максимально эффективно и обреченно - каким было все, что она делала в жизни. Опошлив ее образ пятиминутным спичем, чего добились Вачовские? Того, что зрители успели попрощаться с любимицей. При этом, разумеется, впечатление было переслащенное, и даже дети на просмотре (вернейший индикатор хорошего/плохого фантастического кино) стебались над сценой, которая должна была вызвать слезы. Представьте - если бы, очнувшись и ответив Нео: "Я здесь... Я с тобой", она бы просто вздохнула и умерла. По меньшей мере, в зале бы царила мертвая тишина.

Необходимость дополнительного тестирования

Другим недостатком "Матрицы" является некоторое количество багов чисто логического характера. Причем, если в первой части их просто нет (помимо нонсенса о том, что из человека может быть получена какая-то энергия, превышающая затраты на поддержание его существования), во второй их практически нет, то в третьей части логических идиотизмов несколько, и все они определяющего характера. Практически вся война с машинами представляет из себя предельный маразм, как со стороны машин, так и людей.

Клепание двухсот пятидесяти тысяч движущихся, потребляющих энергию механизмов - это не просто расточительство для эффективной машинной цивилизации. Это художественное преувеличение, близкое к полному бреду. Послав несколько машин-ракетоносителей, они взорвали бы оборону города несколькими атомными взрывами, обрушив свод безо всякого бурения, и устроили бы последующую зачистку оставшихся в живых.

Если с атомными взрывами слишком велика опасность потревожить остывающее земное ядро, или если машинам нужно не слишком сильно изуродовать город, чтобы сделать его отстройку зионцами после перезагрузки Матрицы возможной, долбанули бы нейтронной бомбой, и дело с концом - чистенький непотревоженный город без единого живого существа.

Военные действия со стороны людей также носят сугубо зрелищный характер. Даже в "Аниматрице" экзоскелетные мехи были закрытыми и бронированными - иначе как уберечься от щупальцев, которые за секунду разрывают человека в клочья? Я понимаю, что Вачовским нужно было оставить открытое пространство для показа человеческих лиц во время боя, для того, чтобы мехи остались очеловеченными, не такими же бездушными железками, как сами кальмары. Действительно, вся сцена с капитаном Мифуне очень сильна, и сцена его гибели, пожалуй, является наиболее впечатляющей во всем фильме. Но что стоило сделать мехи бронированными, а лицо Мифуне показать после того, как кальмары повредили мех и содрали часть оболочки?

Кальмары, летающие ордами туда-сюда вместо того, чтобы мгновенно и рассредоточено атаковать объекты первостепенной важности, поражают своей глупостью, особенно летающие вокруг бурильных машин и близоруко не видящие "подкрадывающихся" людей. У машин почему-то нет орудий дальнего боя, они бьются только в ближнем - это настолько примитивная тактика ведения боевых действий, что совершенно удивительно, как они умудрились выиграть в далеком прошлом войну у людей (в "Аниматрице", кстати, машинные армии применяли стрелковое оружие на всех уровнях, от пуль до межконтинентальных ракет).

Последним из крупных недостатков я бы назвал общую манеру подачи информации. Вачовские прекрасно справились с дополнительными источниками ("Аниматрица", игра Enter the Matrix), но прокололись с основным! После третьего фильма действительно слишком многое остается недосказанным - и не потому, что не хватило экранного времени, а потому, что диалоги выстроены максимально неинформативно. То, что кто-то, осмыслив и обдумав, понимает всю систему, и удовлетворяется Матрицей в целом, отнюдь не оправдывает Вачовских. Большинство зрителей ничего не обдумывает, продолжая пребывать в неведении, и имеет полное сказать с глубокомысленным видом: "А фигня все это! Матрица просто фантастика, не надо искать в ней смысл". Ведь это "просто" в понимании десятков тысяч зрителей губит фантастику как жанр.

Финальный бой жестоко обламывает тех, кто ждал поединка, достойного первой части (бой в метро, когда Нео "пытался поверить" - потрясающая сцена, полностью осмысленная как Нео, так и Смитом). Дождливый бой в "Революции" лишен смысла вообще - антагонисты просто носятся, показывая чудеса акробатики и зрелищности, и как-то так оказывается, что Смит сильнее, потому что "этот мир его". Осмысленности нет, от нее избавились, как от чего-то ненужного - осталась одна "драка". Enjoy.

"Зачем, мистер Андерсон?! Зачем вы встаете?! Почему продолжаете драться?! Я не понимаю..." (Смит - Нео)

Кто-то справедливо спросит: ну, и чего после всего этого поклонники так влюблены в Матрицу и так ее превозносят? Ответ, разумеется, прост.

"Шесть часов назад я сказала Меровингену, что пойду за тобой куда угодно, и что угодно за тебя отдам. Знаешь, что изменилось за эти шесть часов?.. Ничего" (Тринити - Нео)

Первый фильм трилогии близок к гениальности. Хоть многие критики видят в нем "просто прикольненький боевичок", тем не менее, "Матрица" - фильм новаторский, переворачивающий многие представления, как о сюжете, так и о стиле, и о кинопроизводстве. Одно то, что с 1999 года подавляющее большинство людей планеты судит о виртуальном пространстве, используя архетипы, привнесенные Вачовскими, не может не определять статус этой ленты. То же самое касается стиля - любой, я подчеркиваю, любой современный боевик (фантастический в особенности) снимается с использованием стилистических находок "Матрицы".

Определяя фильм в целом, я бы сказал, что Вачовские сняли культурную аллегорию, в рамки которой вместили новаторскую фантастическую концепцию (чисто сюжетную) и шикарные стилистические находки, которые, будучи собранными воедино, могут претендовать на авторский стиль.

Со второй и третьей "Матрицами" дело сложнее. Они на уровень слабее первого фильма - но, как ни парадоксально, улучшают его. Без этих продолжений лично я "Матрицу" теперь не воспринимаю. Достижение Вачовских в том, что все три фильма стилистически и концептуально едины, и что третий представляет из себя не неожиданную и непредсказуемую развязку (которой так жаждали многие), а конец логично пройденного пути.

Если смотреть непредвзято, ясно, что задача - обрисовать основные границы, законы и откровения нового фантастического мира ("Матрица-1") - была гораздо проще, чем показать весь его, полностью, со всеми ответвлениями ("М-2" и "М-3"). Кто-то спросит: "А зачем же его было полностью показывать? Взяли бы меньший размах, было бы меньше сложностей, все было бы понятнее!".

Не соглашусь. Ценность как раз в том, что сняли эпический фильм такого размаха и масштаба. Фильм о целостном мире Матрицы. Где стало возможным показать все. Здесь и головокружительные, раздвигающие границы сознания бои внутри Матрицы, и футуристически-техногенные сражения реальности. И стиль, и образ жизни, культура и философия свободных, спящих, и самих Машин, даже мысли и чаяния тех, кто живет в этом мире, органических, металлических или даже импульсно-цифровых живых существ . Строения, декорации, технологии, туманные пульсирующие пространства и черное небо, и солнце над ним, сумасшедшие скорости полетов и погонь, и каждая из деталей каждой из машин...

Размахнись Вачовские на меньшее - не было бы ничего. Отвлеченному зрителю, махнувшему на Матрицу рукой, невдомек, сколько бы он при этом потерял.

Заключительная часть трилогии сделана недостаточно качественно. Смысловые глубины к концу ленты сильно обмелели. Но в целом фильм серьезнее, чем многие утверждают. Хотя бы из-за того, что трилогия грамотно поднимает темы, которые нельзя оставить без осмысления. Нам же с вами остается осмыслить то, к чему мы, после дороги в три фильма и кучи дополнительных материалов, в итоге пришли.

"Все, что имеет начало, имеет и конец" (лозунг "Матрицы: Революции")

"- Лучше молись, чтобы мы больше не встретились.

- Мы и не встретимся" (последний разговор Нео и Архитектора)

"- А мы еще увидим Нео? Когда-нибудь?

- Думаю, что увидим. Когда-нибудь" (разговор Пифии и Сати)

Будет ли "Матрица" продолжена или нет, будут ли году в 200X начаты съемки следующей трилогии или приквела - мне неведомо. В конце концов, ответ на этот вопрос знает только Пифия. Безусловно, коммерчески успешный проект будет эксплуатироваться еще и еще - в 2004 выходит онлайновая игра "Матрица", и темы вселенной Вачовских будут развиваться как в компьютерном, так и в других жанрах. Неважно, как это будет сделано. Поговорим о раке и горе, когда тот заползет на нее и свистнет.

"- Ну и сколько, по-твоему, продержится этот мир?

- Сколько сумеют удержать" (разговор Пифии и Архитектора)

Не буду навязывать своей оценки; правда заключается в том, что для каждого "Матрица" - явление своего уровня. Многим на нее вообще наплевать. Однако и интересующихся немало, причем в мировых масштабах - и мы не можем не подумать о том, что привнесла "Матрица" в нашу жизнь, чем для нас теперь стала.

Сама по себе "Матрица" подарила кинематографу и нашей культуре много субстанций внешних и неощутимых, но столь естественных, что они прочно вошли в обиход как кинематографистов, так даже и людей, не смотревших ни одного фильма трилогии. Закончившись, трилогия останется вместе с нами, будучи предметом культа для одних, целью ругательств для других, раздражающим малопонятным словом для третьих. В любом случае, больше всего от жизни получили те, для кого "Матрица" - открытые двери. Те, кто поверил в предложенную реальность и сопереживал судьбе человечества в мире машин, не был равнодушен к исходу битвы.

Когда-нибудь "Матрица" станет аксиомой, точкой отсчета, одним из произведений на любимой полке многих читателей. Лично для меня там она находится и сейчас - как и другие труды, говорящие о смысле жизни и привносящие в этот вопрос что-то новое.

"- Вы знали, что все кончится именно так?

- Что ты! Конечно, нет. Я просто верила. Верила в это"

Я верю в существование такой культурной аллегории, как Матрица. Не будучи объективно существующей в материальном мире, идея Матрицы многое дает для размышления, многое корректирует в мировоззрении. В этом я вижу ее основную ценность.