Презентация "патриотическое воспитание младших школьников". Система патриотического воспитания сельских школьников на основе историко-культурных традиций малой родины И мне, наследнику Победы
C истема военно-патриотической работы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»
Заместитель директора по воспитательной работе
Поминова Е.В.
Преподаватель-
организатор ОБЖ
Комлев В.А.
- Проблема формирования военно-патриотического воспитания молодежи в силу ее потенциальной значимости является одной из актуальных в современном обществе.
- Отсутствие целенаправленных и систематических военно–физических занятий молодежи негативно отразилось на подготовке призывников в Вооруженных Силах Российской Федерации, вызвало нежелание юношей служить в армии. Исходя из этого мы предприняли попытку, объединить накопленный опыт патриотического воспитания школьников.
Система военно-патриотической работы состоит из следующих составляющих:
- военно - историческое направление (памятные даты в истории России);
- спортивно-патриотическое направление;
- проведение «Недели воинской славы»;
- участие в «Вахте Памяти»;
- встречи с ветеранами Великой отечественной войны и воинами-чернобыльцами, военнослужащими;
- работа с допризывной молодежью и родителями;
- профессиональная ориентация учащихся;
- посещение музеев, воинских частей и учреждений, знакомство и жизнью и бытом военнослужащих.
Герои – выпускники школы
- Антонов Юрий Сергеевич, ст.лейтенант, командир взвода - начальник связи парашютно-десантного батальона, родился 5.09.1954 года
За мужество и отвагу награжден 2 орденами Красной звезды (одним из них посмертно).
Гришин Виктор Константинович, ст.лейтенант, командир взвода радиосвязи, родился 11.01.1957 года
За мужество и отвагу награжден орденом Красной звезды (посмертно).
Традиционно в школе в феврале проводится «Неделя воинской славы».
О ткрытие «Недели воинской славы»
Военно-спортивная эстафета. Спорт и здоровье неотделимы. У ребят, занимающихся спортом лучше показатели учебы, ниже заболеваемость. Спорт служит для удовлетворения основных потребностей человека в духовном и физическом здоровье, отдыхе, сохранения долголетия.
Высказывания постовцев:
Несмотря на плохую погоду, все мы отстояли достойно.
Когда стоишь у Вечного огня, чувствуешь себя частью истории.
Акимова Лариса 8а класс
Мне очень понравилось на Посту № 1. Для меня – это честь, продолжение дела отцов и дедов.
Евдокимов Иван 8-а класс
Допризывная подготовка. Посещение учащимися 10-го класса Рязанского высшего военного воздушно-десантного училища.
Допризывная подготовка. Посещение учащимися 10-го класса воинской части.
Огневая подготовка. Стрельба из автомата Калашникова.
Олимпийская неделя
Школьные символы
Олимпийский флаг реет над школой
- В школе продолжаются поиски форм физической и патриотической подготовки учащихся в ходе учебного и во вне учебного времени.
- При этом военно-патриотическое воспитание призвано обеспечить морально-политическую готовность учащихся к обороне Отчества и службе в российской армии и военно-морском флоте.
- В соответствии с этим мы выполняем заказ современного общества – воспитание здорового, физически крепкого подрастающего поколениям в духе патриотизма и подготовки его к защите Родины.
Cлайд 1
Система патриотического воспитания сельских школьников на основе историко-культурных традиций малой родины. Гаврилова И.В., замдиректора по воспитательной работе, МОУ «Алексейковская СОШ»Cлайд 2
Нужна ли система работы по патриотическому воспитанию? Результаты опроса школьников: большинство россиян поддерживают либеральные ценности. Основная масса учащихся 5-11 классов указывают на главную жизненную проблему – потребность в деньгах. Если раньше ученики говорили о нравственно-идейных проблемах и стремились «Стать нужными обществу», преданными Родине, приносить пользу окружающим, хотели, чтоб на Земле был мир, то в настоящее время данные вопросы поднимают редко учащиеся 5-7 классов и почти не затрагивают учащиеся 8-11 классов.Cлайд 3
Вопросы анкеты: «Люди в нашем посёлке делятся на…» (Богатых и бедных, на трудяг и лодырей, на русских и нерусских, на тех, кто работает и не работает). «Идеальная профессия должна давать возможность…» (84% ответили «хорошо зарабатывать» и «хорошо жить», и уже на 2-3 месте были ответы «чтобы профессия нравилась и приносила пользу другим людям» – 16%). «Чтобы сегодня поступить на хорошую работу, надо…» (61% ответили «хорошо учиться, 23% - иметь хорошие связи и знакомства».) «Чтобы понравиться другому человеку, нужно…» (65% ответили «быть самим собой») «Сегодня отношения между людьми …» (только у 19% - хорошие, 41%- ужасные, примерно 50% - «хочешь жить – умей вертеться».) ИТОГ – нет гражданской позиции.Cлайд 4
Кто такой патриот? Впервые слово ПАТРИОТ стало употребляться в период Великой французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли защитников революции и врагов абсолютизма. Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля объясняет это слово так: «Любитель Отечества, ревнитель о благе его.» Толковый словарь русского языка С.Ожегова даёт следующее определение: «Человек, преданный своему Отечеству, своему народу». Словарь современного русского литературного языка даёт такое толкование: « Тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, родине».Cлайд 5
«Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом», - В.Г.Белинский. Академик Д.С. Лихачёв писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала.»Cлайд 6
Цели и задачи патриотического воспитания Воспитание молодёжи гражданами своей Родины, России, людьми, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своего родного края. 1.1. Создание у учащихся более полного представления о культуре народа через познание региональных культурных традиций. 1.2. Изучение своеобразного традиционного уклада жизни населения Тверской области. 1.3. Осознание молодёжью своей причастности к истории России. 1.4. Организация шефской помощи по благоустройству территории у памятника погибшим воинам (с.Сорогожское), памятника Д.Ильину (д.Застижье).Cлайд 7
«В ком нет любви к краю родному, те сердцем нищие калеки». Т.Шевченко. Содержание программы: 1-4 классы – наша малая Родина, любовь к родному краю. (Формирование доброго отношения к сверстникам, родителям, любовь к природе, животным). 5-8 классы – изучение традиций семьи, знание своих корней, фольклора. Любовь к России. (Формирование законопослушного гражданина. Сострадание и милосердие, активное участие и сострадание в беде товарищей, радость за успехи своих друзей). 9-11 классы – Активная гражданская позиция. (Великое могущество совести. Социальная ценность – идея справедливости и гуманизма. Любовь к людям – высшая ценность жизни).Cлайд 8
Образовательная деятельность: Организация уроков по предметам на историко-культурном и краеведческом материале; Организация уроков мужества; Организация заочных обзорных и тематических экскурсий по местам боевой славы, местам, связанных с именами знаменитых людей; Разработка социально значимых проектов; Организация интерактивных музейных часов («Аз да буки к мудрости ступеньки», «Моё родное Замоложье», «Герой Чесменской битвы Д. Ильин»). Организация литературно-музыкальных композиций по истории школы, края, памятным датам; Проведение конкурсов поисково-исследовательских работ патриотической направленности; Проведение викторин, творческих конкурсов патриотического плана.Cлайд 9
Поисковая деятельность: Составление карты – путеводителя по местам боевой славы, местам, связанным с именами знаменитых земляков, героев. Создание иллюстрированных каталогов «Образ Александра Невского в литературе и изобразительном искусстве». Встречи с ветеранами и участниками войн, с известными краеведами, журналистами, с выпускниками школы. Традиционные юбилеи школы. Поисковые экспедиции «Местный фольклор и диалекты», «История Чесменской битвы», «Трудовые будни наших земляков в годы ВОВ» и т.д. Акция «Завтра была Победа» (сбор фотографий, открыток, писем, других документов, рассказывающих о быте простых людей до, во время и после войны (с 1939 по 1950 годы). Туристические походы по родному краю. Переписка с работниками архивов, краеведческих музеев, с военнослужащими, с деятелями культуры и пр.Cлайд 10
Культурно-досуговая деятельность: Организация уголка боевой и трудовой славы; Организация выставки семейных реликвий; Организация фотоконкурсов о родном крае; Конкурс патриотической песни среди учащихся; Смотр строя и песни среди учащихся; Конкурс рисунков, посвящённых 240-летию Победы в Чесменском сражении; Тематические вечера, посвящённые народным и государственным праздникам; Просмотр кино- и видеофильмов патриотической тематики с последующим обсуждением; Участие в творческих конкурсах патриотической направленности.Cлайд 11
Общественно полезная трудовая деятельность: Трудовые десанты к ветеранам войны и труда; Уход за памятниками воинам, погибшим на Великой Отечественной войне. Благоустройство памятника герою Чесменской битвы Д.Ильину. Реализация социально значимых проектов: «Зелёный наряд школы», Благоустройство территории населённых пунктов. Изготовление сувениров для ветеранов, пожилых людей, учителей-пенсионеров.Cлайд 12
Физкультурно-оздоровительная деятельность: Занятия в секциях физической культуры и спортивных кружках; Соревнования на кубок Д.Ильина; Велопробег к памятнику павшим воинам в д. Струбно; Участие в военно-патриотических играх; Легкоатлетическая эстафета, приуроченная к памятным датамCлайд 13
Информационно-коммуникационная деятельность: Переписка и встречи с представителями законодательной и исполнительной ветвей власти; Освещение деятельности МОУ в СМИ; Шефство над ДИПИ в с. Алексейково; Сотрудничество с социальными партнёрами в целях более эффективного решения задач по патриотическому воспитанию. Создание тематических альбомов и web-страниц «Учителями славится школа, ученики приносят славу ей»;Cлайд 14
Организационно-методическая деятельность: Продвижение практического опыта, наработанного школой по патриотическому воспитанию: публикации, участие в семинарах по обмену опытом и пр. Проведение консультаций по проблемам патриотического воспитания школьников и молодёжи; Разработка образовательных программ по патриотическому воспитанию.Cлайд 15
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ: Моя родословная. Генеалогическое древо моей семьи. Все профессии важны, все профессии нужны». «Прекрасное рядом». «Я гражданин России». «Здоровый образ жизни». «Школа, в которой я хотел бы учиться». «Традиции и обычаи русской семьи» «Ты и твоё имя». «Как улучшить экологию села». «Красная Книга Замоложья». «Народные промыслы Замоложья» «Наши земляки. Люди. События. Факты». Районная научно-практическая конференция старшеклассников.Cлайд 16
Виды проектов: Практикоориентированный (нацелен на социальные интересы самих участников проекта, возможно использование проекта в своей жизни, жизни класса, школы, города, государства). Исследовательский (актуальная тема, задачи исследования, выдвижение гипотезы, с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов». Информационный (сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории). Творческий (максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов, спортивные игры, видеофильмы, театрализация) Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. Персональные и групповые. Современный российский исследователь проблем молодёжи С.П.Иваненков: «Молодёжь – это не просто будущее, это особым образом организованное и представленное будущее. Специфичность в том, что оно активно проявляет себя уже в настоящем. И молодым поколением необходимо заниматься прямо сейчас, чтобы «молодой дикарь не уничтожил цивилизацию сегодня».Cлайд 19
Постановление: Использовать патриотическое воспитание как средство развития личности, её нравственного, познавательного и творческого потенциала. Организовать патриотическую работу по всем разделам: образовательная, поисковая, культурно-досуговая, общественно полезная трудовая, физкультурно-оздоровительная, информационно-коммуникационная, организационно-методическая деятельность. Классным руководителям обеспечить участие школьников во всех мероприятиях в рамках празднования 65-летия Победы, утверждённых РОО. Использовать уроки краеведения и православной культуры как средство патриотического воспитания. Формировать у учащихся уважение к историко-культурным традициям родины. Организовать проектную деятельность учащихся в плане патриотического воспитания.Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
«Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине, а человеческое достоинство – силою его патриотизма». Н.Г. Чернышевский Коренные преобразования в нашей стране конца XX – начале XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются негативными изменениями в социально-экономической, политической, духовной и культурной сферах жизни общества. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
3 слайд
Описание слайда:
В современной ситуации, как никогда необходимо возрождение духовности, воспитания населения, особенно молодежи, в духе любви к Отечеству, прекращение пропаганды насилия, жестокости. Важным фактором в данной ситуации выступает патриотическое воспитание молодого поколения, главная цель которого состоит в создании условий духовно-культурного, экономического возрождения России, формирование социальных и личностных качеств человека для наиболее полной их реализации на благо общества, воспитания гражданина, патриота своей Родины.
4 слайд
Описание слайда:
Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
5 слайд
Описание слайда:
Патриотическое воспитание является одной из важнейших составляющих воспитательного процесса Его задачами являются: - воспитание у детей и подростков любви к Родине и ее историческому прошлому; - формирование у воспитанников представления о России, как о многонациональном Отечестве, общем доме; - воспитание юного гражданина, здорового нравственно и физически, способного к защите Отечества;
6 слайд
Описание слайда:
Блоками воспитывающей деятельности учащихся являются: создание школьных музеев (музейная педагогика); воспитание на традициях семьи, родного края; туризм и краеведение; подготовка к защите Родины; формирование единой общности россиян; Формирование патриотического воспитания во внеурочное время (открытые уроки, классные часы, диспуты, общешкольные мероприятия, поездки по местам боевых действий); экологическое воспитание как элемент патриотического воспитания;
7 слайд
Описание слайда:
Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к своей семье и тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к жителям своего села, города, своему народу, его языку и культуре; желание заботится о других людях и об интересах Родины;
8 слайд
Описание слайда:
Патриотизм включает в себя: осознание долга перед людьми ближайшего окружения, местом своего проживания, Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости, готовность к защите Отечества; проявление гражданских чувств и верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
9 слайд
Описание слайда:
Патриотизм включает в себя: гордость за своё Отечество, символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому своей большой и малой Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
10 слайд
Описание слайда:
Патриотическое воспитание включает в себя следующие направления: 1. Духовно-нравственное направление, включающее в себя: формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу; воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям; формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
11 слайд
Описание слайда:
2. Культурно-историческое направление, предполагающее: воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям; вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы; формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
12 слайд
Описание слайда:
3. Гражданско-правовое направление, ориентированное на: изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России. формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности; формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм; развитие реально действующего школьного самоуправления.
13 слайд
Описание слайда:
4. Военно-патриотическое направление, включающее в себя: изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны; сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций; формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.
14 слайд
Описание слайда:
Краеведческая работа Одним из важнейших направлений патриотического воспитания является краеведение. Изучение истории родного края способствует росту патриотического самосознания граждан, формированию гордости за тот город, район, в котором человек родился и вырос, где проходят его учеба и трудовая деятельность. Краеведческие экскурсии, встречи с интересными людьми - земляками, посещение музеев, памятных мест расположенных в черте города - все это путь к повышению эффективности патриотического воспитания
15 слайд
Описание слайда:
Поисковая работа Молодое поколение мало знает о событиях и героях воин и локальных конфликтов времен «холодной войны», где участвовали наши военнослужащие. Изучение военной истории и поисковая работа приведут к осознанию важности подвигов защитников Отечества, уважение к событиям боевой славы нашей страны. Базой для этой работы являются школьные музеи и военно-патриотические организации.
17 слайд
Описание слайда:
18 слайд
Описание слайда:
РАБОТА С ВЕТЕРАНАМИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и других войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Их выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы. При их поддержке и помощи проводятся уроки памяти, классные часы, памятные акции.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Патриотическое воспитание – неотъемлемая составляющая формирования активной жизненной позиции учащейся молодёжи Патриотическое воспитание – деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодёжи высокого гражданского сознания, повышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению общественного долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
2 слайд
Описание слайда:
Основные направления государственной политики в области патриотического воспитания
3 слайд
Описание слайда:
Факторы влияния: содержание учебного материала, его идейно-политическая направленность; чёткая организация занятий, разнообразие методов и форм обучения; отношения между преподавателями и учащимися; влияние личностных качеств преподавателя, его педагогического мастерства; общий режим и атмосфера учебного процесса школы. СИСТЕМА патриотического воспитания Учебная деятельность (урочное время) Научно- исследовательская деятельность (урочное, внеурочное время)
4 слайд
Описание слайда:
Патриотизм - устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Это основа существования и развития государственности.
5 слайд
Описание слайда:
Патриотическое воспитание – деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодёжи высокого гражданского сознания, повышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению общественного долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
6 слайд
Описание слайда:
Основная цель Концепции – определение роли и места патриотического воспитания как важнейшего направления деятельности общества и государства в общей системе воспитания подрастающего поколения республики.
7 слайд
Описание слайда:
ЗАДАЧИ Информационно-мировоззренческая подготовка молодёжи; Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни; Утверждение в сознании личности своей значимости как гражданина для государства; Формирование положительного отношения к труду, природе, окружающим людям, семье; Развитие потребности в здоровом образе жизни; Формирование моральной и психологической готовности к защите Отечества; Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов ДНР.
8 слайд
Описание слайда:
Направления патриотического воспитания: Гражданско-патриотическое; Военно-патриотическое; Духовно-нравственное; Историко-патриотическое (краеведческое); Культурно-патриотическое; Спортивно-патриотическое.
9 слайд
Описание слайда:
Военно- патриотическое воспитание НАПРАВЛЕНИЯ Государственное Социальное Военное Психолого-педагогическое Правовое МЕТОДЫ Убеждение Стимулирование Личный пример Самоподготовка ФОРМЫ Лекции Беседы Рассказы Экскурсии в музеи Встречи с ветеранами Походы по местам боевой славы Поисковая работа Участие в работе клубов военно-патриотического направления
10 слайд
Описание слайда:
Духовно-нравственное воспитание Цель: формирование высококультурных, этических норм поведения, качеств гражданской чести, личной ответственности и коллективизма. Направления: Создание воспитывающей духовно-нравственной среды в учебном заведении; Стимулирование здорового образа жизни; Организация КТД учащейся молодёжи; Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого ученика, стимулирование его самопознания и самовоспитания; Дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания; Воспитание духовности, трудолюбия; Организация и развитие ученического коллектива на принципах нравственности; Организация профориетационной работы; Укрепление взаимодействия семьи и учебного заведения.
11 слайд
Описание слайда:
Культурно-патриотическое воспитание Цель: воспитание высокой духовной культуры, удовлетворение культурных потребностей, обогащение профессиональной деятельности, условий жизни и быта элементами культуры и этики, развитие культуры общения и взаимоотношений между различными категориями граждан. Культурно- патриотическое воспитание КОМПОНЕНТЫ: Потребностно-мотивационный Интеллектуально-эмоциональный Поведенческий Волевой АСПЕКТЫ: Изучение истории и культуры Отечества; Деятельность по сохранению культуры и национальных традиций народов, проживающих на территории ДНР; формирование гражданского мировоззрения. КРИТЕРИИ: уровень культурно-патриотического сознания; широта культурно-патриотических чувств; устойчивость культурно- патриотического поведения; систематичность овладения художественными ценностями; любовь к отечественной культуре; нравственно-эстетическая убеждённость.